Доклад
Рассказывается, что такое доклад (класс 1-11), как его подготовить. Приводим рекомендации по подготовки доклада и презентации.
Доклад (класс 1-11). Краткий доклад
Подготовка доклада для 1-11 класса
Одним из популярных школьных заданий является доклад на тему… Рассмотрим, что собой представляет доклад и как его подготовить.
Доклад – один из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных; сообщение или документ, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации.
Краткий доклад – сообщение, ограниченное по времени.
Примерное распределение времени:
-
-
- вступление– 10-15%;
- основная часть – 60-65%;
- заключение – 20-30%.
-
Докладу должны быть присущи следующие свойства:
-
-
- целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),
- связность (логическая и формально-языковая),
- структурность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение),
- завершенность (смысловая и жанрово-композиционная).
-
Доклад начинается с подготовки. Рассмотрим порядок подготовки доклада.
Процесс подготовки и содержание доклада на тему …
Основными этапами подготовки доклада являются:
1 этап — Подготовительный.
- Поиск материалов по определенной теме.
- Выбор литературы библиотеке.
- Определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
2 этап — Исполнительский.
- Чтение книг (других источников).
- Ведение записей прочитанного (сканирование).
- Отбор материалов.
- Составление плана.
3 этап — Заключительный.
- Обработка имеющихся материалов и написание.
- Составление списка использованной литературы.
Структурные элементы доклада:
- Титульный лист
- Содержание (оглавление) доклада
- Введение;
- Основная часть;
- Заключение;
- Список использованных источников;
- Приложения.
Этапы процесса подготовки доклада.
1.1 Планирование доклада.
Планирование доклада зависит от темы доклада, целей и задач, стоящих перед выступающим, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.
Цель доклада состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить – побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили свою точку зрения на излагаемую проблему.
Цель доклада закладывается в стержневую идею – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Сформулировать стержневую идею доклада означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к стержневой идее доклада:
-
- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели доклада;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
Тема доклада должна быть конкретизирована, интересна, понятна для аудитории. Выступающий должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон.
Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом.
! Необходимо учесть, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей.
Подготовка к докладу заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету доклада, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу.
1.2. Поиск и подбор материалов
Чтобы доклад получился содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.
Подбор примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов.
1.3 Структура доклада
Под структурой доклада понимается его построение, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему докладу как единому целому.
Основными элементами структуры доклада являются:
-
- Введение, которым докладчик привлекает внимание слушателей и настраивает их на тему своего выступления.
- Основная часть, в которой раскрываются главные пункты доклада.
- Заключение, в котором подводятся итоги.
Вступление необходимо в каждом докладе. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией. Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы:
-
- Вступительное замечание.
- Формулировка конкретной цели доклада для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего (т.н. ориентирование слушателей).
- Обзор главных вопросов темы доклада, если выступление достаточно продолжительно.
Цель введения – привлечь внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в докладе. Привлечь внимание можно одним из следующих способов:
-
-
- рассказать что-то из личного опыта;
- дать иллюстрацию в виде словесного рассказа или наглядного изображения;
- обратиться к чему-либо, известному из жизни всей аудитории;
- начать с риторического вопроса;
- начать выступление с какой-нибудь потрясающей цитаты известного человека.
-
В Основной части доклада развертывается стержневая идея, раскрываются ее аспекты. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.
План развития основной части должен быть ясным.
Предмет доклада должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора.
Составляя свой доклад, следует определить, какой из существующих приемов использовать:
-
-
- обращение к слушателям с неожиданным вопросом;
- прерывание речи, использование паузы;
- вопросно-ответный ход;
- примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т.п.
-
Излагая основную часть доклада очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.
Заключение является важной композиционной частью любого доклада. В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, которые следуют из главной цели основной идеи выступления или аудитория побуждается к определенным действиям.
Некоторые исследователи коммуникаций предлагают закончить доклад обобщением, т.е. можно еще раз подчеркнуть важность проблемы, верность основной идеи, плодотворность использованного метода, при этом используя такие приемы, как: личный опыт, юмор, иллюстрации.
Мультимедийное сопровождение доклада
Мультимедийная презентация к докладу (1-11 класс)
Под мультимедийным сопровождением доклада подразумеваются демонстрационные материалы, представленные в компьютерных слайдах для публичного выступления. Использование мультимедийных презентаций позволяет повысить информационную насыщенность и результативность занятий, их динамизм и выразительность.
Преимуществами мультимедийной презентации являются:
-
- наглядность излагаемого материала, обеспечение доступности для визуального восприятия всей аудиторией;
- привлечение внимания слушателей к содержанию излагаемого материала за счет использования элементов анимации, аудио- и видеофрагментов;
- акцентирование наиболее важных моментов доклада;
- сохранение логической последовательности изложения доклада;
- эстетичность и выразительность представляемой информации;
- простота подготовки слайдов, компактность и транспортабельность информации.
Цели мультимедийной презентации:
-
- визуальное представление авторского замысла, максимально комфортное для восприятия конкретной аудиторией, побуждающее к взаимодействию с объектами и/или автором презентации;
- демонстрация достижений докладчика в различных сферах деятельности с помощью современных информационных технологий.
Психолого-коммуникативные требования к мультимедийной презентации:
-
- Мультимедийную презентацию необходимо создавать, учитывая особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, мышление, воображение, память и речь.
- Изложение материала доклада в презентации должно ориентироваться на специфику подготовки обучаемых.
- Содержание мультимедийной презентации должно не только соответствовать зоне актуального развития, но и обеспечивать зону ближайшего развития.
Подготовка мультимедийной презентации
Структура презентации
Необходимо также принять во внимание, что в любой презентации присутствуют стандартные слайды (титульный, содержательный и заключительный), которыми не следует пренебрегать при ее оформлении. Кроме того, каждый слайд презентации должен иметь заголовок
- Титульный слайд включает: полное название образовательного учреждения, название презентации, город и год.
- Содержательный слайд – это список слайдов презентации (дизайн любой), сгруппированный по темам сообщения (например, слайды 1-5 – «Введение», слайды 6-9 – «Понятийный аппарат темы» и т.д.). Использование содержательного слайда позволит быстро найти необходимый раздел презентации и воспроизвести его.
- Заключительный слайд содержит выводы, пожелания, список литературы и др.
Содержание презентации должно соответствовать теме доклада. Эффективность применения презентации зависит от четкости и продуманности ее структуры.
- Для построения структуры следует использовать классический принцип декомпозиции решения задачи, т.е. представлять каждую сложную идею как систему более простых идей. Это поможет реализовать основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем, можно один ключевой момент разделить и на несколько слайдов. Пронумеруйте слайды. Это позволит быстро обращаться к конкретному слайду в случае необходимости.
- Информационная составляющая презентации должна поддерживаться ее эстетическими возможностями, которые не должны быть перенасыщенными и многослойными.
- Иллюстративный материал слайдов презентации должен быть современным и актуальным, решать задачи доклада.
- Оформление слайдов должно привлекать внимание аудитории, учитывая психологические особенности восприятия слушателей.
- Слайды нельзя перегружать ни текстом, ни картинками. Необходимо избегать дословного «перепечатывания» текста доклада на слайды – слайды, перегруженные текстом – не осознаются. Необходимо помнить, что человек моментально может запомнить немного: не более трех фактов, выводов, определений.
- ЗАПОМНИТЕ: Презентация сопровождает доклад, но не заменяет его. Текстовое содержание презентации должно сопровождать определенные положения, озвученные докладчиком, но не повторять их слово в слово. Слова и связанные с ними образы обязательно должны быть согласованы во времени.
Формат доклада может быть как простым, с заголовками по темам, так и более сложным — в него могут включаться: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, рефераты, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки.
Для наиболее продуктивного использования презентаций и соблюдения валеологических требований необходимо выполнять следующие рекомендации по ее оформлению.
- Цвет
-
- Сочетание двух цветов – цвета знака и цвета фона – существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне).
- Цветовая схема презентации должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у слушающих ощущение связности, преемственности, комфортности.
- Фон
-
- Фон является элементом заднего (второго) плана.
- Он должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее. Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз и снижает эффективность восприятия материала.
- Используйте однородный фон для слайдов (например, белый или серый), так как он не отвлекает внимание от основного содержания и не является раздражающим фактором.
- Цвет шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи легко читались.
- Шрифт
- Необходимо использовать так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial или Tahoma), причем размер шрифта должен быть довольно крупный.
- Предпочтительно не пользоваться курсивом, так как при этом иногда восприятие текста ухудшается.
- Не рекомендуется смешивать разные шрифты и злоупотреблять их цветовым оформлением.
- Очевидно, что заголовки набираются более крупным шрифтом.
- Единый стиль оформления
- Единство в выборе цвета слайдов презентации, шрифтов, расположения текста, заголовков, рисунков, использования таблиц и т.д. обеспечивает эстетическую составляющую презентации, а также психологический комфорт восприятия и усвоения информации.
- Вместе с тем, презентация не должна быть однотипной и монотонной, что достигается разумным разнообразием приемов оформления и содержания.
- Расположение информации на странице
- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Предпочтительно горизонтальное расположение материала.
- Текст
- Объем текста на слайде зависит от назначения презентации. На одном слайде должно быть не более 7 – 10 строк. Слова и предложения – короткие. Временная форма глаголов – одинаковая.
- Анимации и эффекты
- Одной из особенностей презентации является ее динамизм, что обеспечивается различными анимационными эффектами. Однако ПОМНИТЕ:
- В титульном и завершающем слайдах использование анимации объектов не допускается.
- Движение, изменение формы и цвета, привлекая непроизвольное внимание, выступают фактором отвлечения от содержания, поэтому анимационными эффектами не следует увлекаться – важен не внешний эффект, а содержание информации.
- Посредством анимации можно создать модель какого-либо процесса, явления, объекта.
- Визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд. Поэтому настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам нежелательна.
- Одной из особенностей презентации является ее динамизм, что обеспечивается различными анимационными эффектами. Однако ПОМНИТЕ:
В процессе создания мультимедийной презентации выделяют три этапа:
- этап проектирования,
- этап конструирования,
- этап моделирования.
Этап проектирования предполагает следующие шаги:
-
- определение целей использования презентации;
- сбор необходимого материала (тексты, рисунки, схемы и др.);
- формирование структуры и логики подачи материала;
- создание папки, в которую помещается собранный материал;
Этап конструирования – это разработка презентации с учетом содержания и соотношения текстовой и графической информации. Этот этап включает в себя:
-
- определение дизайна слайдов;
- наполнение слайдов собранной текстовой и наглядной информацией;
- включение эффектов анимации, аудио,- видеофайлов и музыкального сопровождения (при необходимости).
- установка режима показа слайдов.
Этап моделирования – это репетиция презентации, которая позволяет осуществить проверку и коррекцию подготовленного материала и определить его соответствие содержанию доклада.
Оценивание доклада
Критерии оценивания доклада
Эффективность доклада на учебном семинаре оценивается по трем критериям:
- Соответствие содержания доклада его цели и задачам.
- Степень и характер активности слушателей во время доклада.
- Степень влияния, услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей.
Критерии оценивания мультимедийной презентации доклада
Качество презентации можно оценить на основе ряда критериев.
- Содержание презентации:
-
- раскрытие темы доклада;
- подача материала (обоснованность деления на слайды);
- грамотность изложения;
- наличие, достаточность и обоснованность графического оформления (схем, рисунков, диаграмм, фотографий);
- использование дополнительной развивающей информации по теме доклада;
- ссылки на источники информации (при необходимости).
- Оформление презентации:
-
- соответствие дизайна всей презентации поставленной цели;
- единство стиля включаемых в презентацию рисунков;
- применение собственных (авторских) элементов оформления;
- обоснованное использование анимационных эффектов, аудио,- видеофайлов;
- соответствие продолжительности презентации времени, отведенному на доклад.
Посмотреть еще в категории: Самостоятельная работа
Посмотреть еще в категории: Самостоятельная работа