Разработка занятия по русскому языку для 7 класса “Лингвистическая экскурсия в страну Языкознание”

Обучение

Автор: Пилипчак Юлия Сергеевна

Место работы/учебы: МБОУ УВК "Школьная академия", г.Бахчисарай, Республика Крым, учитель русского языка и литературы

Аннотация

Социальная значимость педагогической разработки. Масштаб педагогической инновации. Занятие по русскому языку рассчитано на реализацию во время проведения курса внеурочной деятельности «Грамотей», который практикуется в МБОУ УВК «Школьная академия» для учащихся 5-7 классов. Программа рассчитана на проведение занятий 1 раз в неделю, всего 34 учебных часа: Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей «Курс практической грамотности. Грамотей» – общеинтеллектуальная. Курс практической грамотности по русскому языку направлен на совершенствование знаний и умений учащихся по русскому языку в устной и письменной речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Программа внеурочной деятельности – Курс практической грамотности «Грамотей», составленная для обучающихся 7-х классов, является неотъемной частью учебного процесса и регламентируется следующими документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Законом Республики Крым № 131-ЗРК/2015 от 06 июля 2015 года «Об образовании в Республике Крым»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку,
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. № 28-02-484/16);

Предлагаемое занятие является авторской разработкой и ориентировано на Примерную программу по русскому языку.

Предоставленная инновация имеет актуальность, так как дает возможность учащимся в системе подготовиться к ВПР, которая состоит из 14 разноплановых заданий.

Предлагаемое содержание и объём занятия соответствует образовательному стандарту по русскому языку, психолого-педагогической характеристике учащихся.

Цель: занятия: прививать любовь к родному языку через совершенствование речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся.

Задачи:

  • воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку;
  • развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки;
  • способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
  • формировать умения опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • научить применять полученные знания и умения на практике;
  • формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Отличительные особенности разработанного занятия заключаются в том, что темы для повторения отобраны с учетом заданий ВПР, особое внимание обращается на формирование устойчивых навыков грамотного письма и на совершенствование речевой культуры.

Результаты

Результатами реализации педагогической инициативы может быть успешное выполнение Всероссийской проверочной работы, которая проводится ежегодно. Содержание занятия направлено на совершенствование практической грамотности учащихся, а также речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенности его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Занятие построено так, что дает возможность не только восполнить пробелы в знаниях, вернуться к уже ранее изученному материалу, но и потренироваться в выполнении заданий ВПР, успешно справиться с ними.
Разработанные продукты. Для проведения занятия были разработаны различные виды учебной деятельности, которые помогут учащимся овладеть основными нормами и требованиями разных разделов языкознания.
1. игра с поисковой деятельностью «Найди орфограмму»;
2. практикум «Построй текст»;
3. орфографический тренинг «Вижу ошибку!»;
4. орфоэпические ассоциации «Запомни меня!»;
5. фразеологический практикум «Цепочка».
Раздел в структуре занятия «Включение в систему знаний и повторение» имеет инновационный подход. Игра «Орфоэпические ассоциации» ориентирована на психолого-педагогический аспект ассоциаций, способный развить образное мышление и кратковременную память. При этом учащиеся повторяют орфоэпические нормы произношения слов.
Игровая форма занятия дает возможность удерживать внимание учащихся в течение 45 минут. Также наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к обучающим, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к изучению темы и способствует творческому росту обучающихся. Также занятие предполагает обучение в форме совместной работы обучающихся с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, диалог);
- наблюдение (визуально);
- наглядный (иллюстрации, схемы);
- демонстрационный;
- практический.
В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях.

Содержание работы

Автор предпочел не показывать работу на сайте.

Дата публикации работы: 06.11.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотреть похожие работы

Эссе “Счастливый человек”
“Давным-давно в русском языке появилось слово «счастье». Оно было близко по своему значению слову «часть», а приставка «с» была равна слову «своя». Иными словами, счастье, как пишет Лев Успенский, «хорошая…
Презентация “Фразеологизмы, пришедшие в современный русский язык из Библии”
Актуальность темы обусловлена рядом факторов: фразеологизмы делают речь богаче, выразительнее и ярче; человек, знающий фразеологию родного языка и умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает мысли; в русских фразеологизмах отразились исторические…