Исследовательская работа “Истоки системы профессионального образования Республики Беларусь: среднее специальное образование в БССР в 1920-1930 годы”
Автор: Яковский Владислав Юрьевич, Иванова Дарина Александровна
Место работы/учебы: ГУО "Средняя школа №6 г. Могилева", Республика Беларусь, 9 класс
Научный руководитель: Альзобо Екатерина Васильевна, учитель истории
Аннотация
Мы, учащиеся 9 класса, стоим на пороге профессионального самоопределения. С 8-го класса нас активно знакомили со средними специальными учреждениями образования города Могилёва, а посещение факультативного занятия «Профессия моей мечты» в 9 классе заставило нас задуматься о выборе учебного заведения для получения профессионального образования. Учитель истории сказал нам, что истоки системы профессионально-технического образования зародились в 1920–1930 гг., и мы решили подробнее исследовать этот вопрос.
Исследование актуально, так как профориентационная работа является неотъемлемым этапом допрофильной подготовки и профильного обучения в школах на современном этапе. Процессы, начало которым было положено в БССР в 1920–1930 гг., предопределили основные черты системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями профессионально-технического образования, которые сохраняются и по сей день.
Цель работы – выявить и установить взаимосвязь среднего специального образования на территории БССР в 1920–1930 гг. с современной системой профессионально-технического образования в Республике Беларусь, используя архивные данные.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить архивные материалы, статистические данные, исторические монографии и статьи по выбранной теме;
- проанализировать разрозненные сведения из различных исторических источников о становлении среднего специального образования в БССР в 1920 гг.;
- систематизировать основные факты из истории системы среднего специального образования в БССР в 1930 гг.;
- транслировать результаты исследования в средствах массовой информации, на школьном сайте, на классных часах, профориентационных мероприятиях.
Объект исследования – система образования в БССР.
Предмет исследования – среднее специальное образование в БССР в 1920–1930 гг.
Гипотеза – современное профессионально-техническое образование Республики Беларусь как система зародилось в БССР в 1920–1930 гг.
Для решения поставленных задач в работе применялись такие методы исследования, как сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия и специально-исторические методы: историко-сравнительный, позволивший сопоставить развитие среднего специального образования в 1920гг. и в 1930 гг.; историко-генетический, использовавшийся для выявления изменений в процессе развития изучаемого явления и выделения важнейших особенностей становления среднего специального образования в рассматриваемый период; с помощью историко-типологического метода авторы выявили и охарактеризовали общие черты в становлении и развитии среднего специального образования в системе образования БССР; используя историко-системный метод, авторами прослежена политика советского правительства относительно процесса становления профессионально-технической школы на белорусских землях в 1920–1930 гг. Проблемно-хронологический принцип позволил изучить проблему в связи с другими социально-экономическими и общественно-политическими процессами, которые происходили в БССР в рассматриваемый период.
Новизна заключается в системном анализе общеизвестных и малоизвестных фактов о становлении среднего специального образования в 1920–1930 гг. в БССР.
Научность работы прослеживается через методы исследования, которые позволяют понять и оценить масштаб созданной системы профессионально-технического образования для массовой подготовки специалистов, обладающих не только практическими, но и теоретическими знаниями.
Исследовательская работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Результаты
В представленной работе были проанализированы и систематизированы разрозненные и малоизвестные архивные документы, статистические данные из архивных документов, монографий и статей. Выдвинутая авторами исследования гипотеза подтвердилась.
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Становление и развитие среднего специального образования было сопряжено с рядом трудностей. Так, формирование профессионально- технического образования проходило в послевоенной разрухе, с истощённой и разорённой не только войной, но и партийным руководством материально-технической базой, в условиях отсутствия преемственности и разрушенной системы народного хозяйства республики. Эти явления нашли своё отражение в первой половине 1920-х гг., когда важнейшей задачей БССР стало материальное обеспечение школ.
2. Стремление ко «всеобщности» семилетнего образования, ликвидации неграмотности, белорусизации школ довольно часто находило отпор в нехватке бюджетов, в сопротивлении партийной линии и, безусловно, в случае с политикой белорусизации ещё и с недовольством местного населения и национальных меньшинств.
3. Несмотря на противоречия и недостатки эпохи, в 1920-х гг. удалось сделать рывок в строительстве средних специальных учебных заведений, которые именно в этот период переживают своё становление. К концу 1920-х гг. активно шла разработка программ обучения для средней и средней специальной школ, наблюдалось улучшение материального положения тех и других, а также увеличился удельный вес школ с белорусским языком преподавания.
4. Уже в 1930-х гг. наблюдалось постепенное сворачивание политики белорусизации, борьба с нацдемовщиной, унификация системы образования в сторону общесоюзной. Однако была решена проблема с финансированием школ. Реорганизованы в сторону большей эффективности ФЗО и техникумы, а также осуществлялась разработка новых образовательных программ, отвечающих намеченной партийной линии. Несмотря на противоречивость рассматриваемого периода, его положительные и отрицательные стороны, нельзя отрицать, что в 1920-х – 1930-х гг. происходило не только формирование, но также качественное и количественное улучшение в системе среднего специального народного образования.
5. Политика в отношении профессионально-технического образования в обозначенный период заложила базис, на основе которого техникумы и ФЗО подвергались реорганизации в последующие годы. Позитивный и негативный опыт строительства и реорганизации профессиональной технической школы может практически предупредить и продемонстрировать возможные ошибки в сфере среднего специального образования и в современной Республики Беларусь.
Содержание работы
Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу
Дата публикации работы: 06.12.2021
Добавить комментарий