Инновационный педагогически опыт “Воспитание гражданина, патриота посредством деятельности объединения по интересам историко-краеведческой направленности “Юны гарадзенец” = юный патриот”
Автор: Кулик Лариса Николаевна
Место работы/учебы: ГУО "Средняя школа №37 г. Гродно", Республика Беларусь, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования
Аннотация
Одним из эффективных средств формирования патриотических чувств, развития духовного мира школьника, его идейно-нравственных убеждений, формирования сознательного гуманного отношения к культуре белорусского народа и интенсивного включения молодых людей в общественную жизнь является работа клубов, объединений по интересам краеведческой направленности.
Через изучение родного края происходит накопление у молодых людей знаний, которые постепенно складываются в систему, и, как следствие этого, возникают патриотические чувства и убеждения, любовь к Родине. Краеведение является тем элементом, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.
Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования.
Цель представленного опыта ‒ формирование гражданственности и патриотизма у учащихся посредством деятельности объединения историко-краеведческой направленности «Юны гарадзенец».
Реализации данной цели способствует решение следующих задач:
- приобщать учащихся к изучению историко-культурных и природных ценностей, народных традиций и обычаев малой родины, родного города;
- вовлекать учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, организовать практическую, научно-исследовательскую деятельность учащихся средствами школьного музея Фолюша.
Ведущая идея опыта заключается в том, что краеведение способствуют формированию гражданских и патриотических качеств учащихся.
Сущность опыта заключается в значимости краеведческой деятельности в формировании личностных качеств учащихся, ориентированных на гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Новизна опыта заключается в демонстрации эффективных способов краеведческой деятельности в образовательном процессе.
Целенаправленная работа по гражданскому и патриотическому воспитанию, основой которого является краеведческая деятельность, систематически осуществляемая во внеурочной деятельности, позволит:
- сформировать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому, культуре своего народа, развивать чувство любви и уважения к своей родине, выраженное в знании национальных традиций, а совместная деятельность детей, педагогов, родителей, общественности навыки сотрудничества, сплочения нескольких поколений;
- активное участие учащихся в поисковой деятельности поможет учащимся приобрести навыки коллективной деятельности, а также почувствовать собственную значимость;
- сформировать моральные качества: нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение к традициям своего народа и общественным нормам;
- повысить уровень сформированности гражданственности и патриотизма у учащихся;
- достичь высокого уровня воспитанности учащихся.
Результаты
Результаты работы объединения по интересам «Юны гарадзенец» показывают, что целенаправленная, систематическая краеведческая работа по патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся с использованием разнообразных как теоретических, так и практических методов и форм работы, помогают расширить их знания о родном крае, родном городе, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, способствуют формированию мировоззрения учащихся, ценностному отношению к своей Родине, помогают обрести уверенность в себе и своих силах, совершенствуют коммуникативные навыки, учат товариществу и взаимоподдержке.
Ежедневная кропотливая работа объединения по интересам «Юны гарадзенец» в школе с учащимися приносит положительные результаты: наблюдается рост уровня гражданственности и патриотизма в уровне воспитанности у учащихся VI–IX кл. с 2,11 до 2,54.
Проанализировав результаты анкетирования учащихся по методике «Патриотизм и как я его понимаю», проведенных в 2020 г. и в 2022 г., можно сказать о положительной динамике понимания учащимися сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.
Если в 2020 г. уровень понимания учащимися VI–IX кл. сущности патриотизма находился в основном на среднем уровне и составлял 50%, то в 2022 г. учащиеся в основном показали высокий уровень и выше среднего (67 %). Учащиеся, показавшие высокий уровень полностью понимают сущность ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, имеют положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, имеют умение и привычку действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями. В свою очередь, учащиеся, показавшие уровень выше среднего, имеют правильное понимание сути патриотизма, однако, несмотря на активное отношение к соответствующим обязанностям, оно неустойчиво.
Анализ уровня знаний учащихся по истории «малой родины», проведенный в 2020 г. и в 2022 г., также выявил положительную динамику. Если в 2020 г. у подростков на II ступени общего среднего образования были поверхностные знания по истории «малой родины» и были на уровне ниже среднего (45%), то к 2022 г. эти знания увеличились до высокого уровня (54%) (рисунок 2 Приложение 9), что говорит об эффективности деятельности объединения «Юны гарадзенец».
Результатами деятельности объединения «Юны гарадзенец», направленной на гражданское и патриотическое воспитание обучающихся, является:
- увеличение количества учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности;
- появился интерес к истории своей Родины и родного края;
- у учащихся школы появилось уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению;
- укрепился нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;
- обучающиеся получают знания по основам экскурсоведческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;
- учащиеся получают основы научно-исследовательской работы исторической направленности.
Опыт работы показывает, что краеведческая деятельность в данном направлении позволяет сориентировать мировоззрение учащихся на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей и объясняет, почему он должен быть патриотом.
В процессе активной краеведческой деятельности учащиеся не только приобрели знания об истории своего края, но и эмоционально ощутили значимость фактов и исторических событий, связанных с историей малой родины.
Анализ эффективности работы объединения по интересам «Юны гарадзенец» показал, что его можно считать эффективным по всем направлениям, оно имеет траекторию дальнейшего развития и может быть рекомендован другим учреждениям образования как образец организации краеведческой деятельности на II ступени общего среднего образования.
Содержание работы
Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу
Дата публикации работы: 06.02.2023
Добавить комментарий