Исследовательский проект “Экологическая тропа. Памятник природы “Курбатовская дубрава””

Экспериментальные работы

Автор: Королёва Екатерина Олеговна

Место работы/учебы: МБОУ Ухоловская СШ Рязанской области, 10 класс

Научный руководитель: Храпова Наталья Васильевна, учитель биологии и экологии

Аннотация

Актуальность исследования. Лесов к югу от р. Оки на территории Рязанской области осталось мало, они были сведены уже к XVIII веку. Оставшиеся массивы – островные, поэтому велико их средостабилизирующее значение. Они являются местами обитания животных, а также  в них сохранились редкие виды растений. В Ухоловском районе расположен один из таких островных лесных массивов – памятник природы регионального значения  Курбатовская дубрава. Это ближайший к нескольким населённым пунктам района лесной массив, что делает его доступным и излюбленным местом отдыха. Высокая антропогенная нагрузка вызывает  изменения в природном комплексе дубравы. Поэтому, проблема охраны лесного массива стала актуальной.

Одной из форм,  позволившей понять красоту и хрупкость нашего мира,  является создание экологических троп. Экологическая культура общества, экологическое мышление- результат длительного воспитания. Именно поэтому природоохранное образование нужно начинать со школьного возраста. Экологическая тропа является научной лабораторией под открытым небом. Благодаря исследовательской деятельности, учащимся удаётся прикоснуться к жизни разнообразных экосистем. Общение с природой развивает у учащихся наблюдательность, любознательность, формирует логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, обобщать, предвидеть, и прогнозировать последствия антропогенных воздействий.

В связи с этим, мы поставили следующую цель: создать экологическую тропу в лесном массиве –  памятнике природы «Курбатовская дубрава»,  для проведения учебной и пропагандисткой работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения в окружающей среде.

Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:

  1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
  2. Дать геоботаническую характеристику лесного биоценоза на пробных площадках.
  3. Провести наблюдение за редкими видами растений.
  4. Провести наблюдение за вековыми деревьями.
  5. Выявить существенные изменения в природном комплексе в результате антропогенной деятельности.
  6. Разработать рекомендации по оказанию конкретной помощи с целью сохранения и улучшения лесных насаждений.
  7. Создать экологическую тропу, обосновав значимость выделенных стоянок.
  8. Провести практические мероприятия, касающиеся охраны Курбатовской дубравы.

Гипотеза реализации проекта: реализация проекта позволит повысить экологическую культуру обучающихся и расширит их кругозор.

Методы исследования:

  1. Методы теоретического исследования (работа с литературой, изучение и обобщение знаний о памятнике природы – «Курбатовской дубраве»).
  2. Методы эмпирического исследования (биометрическое описание).
  3. Математические методы (регистрация, сопоставление и сравнение, анализ полученных результатов).

Практическая значимость работы. Результаты работы были представлены в районную администрацию и будут учтены в дальнейшей работе по мониторингу сети ООПТ и редких видов растений Рязанской области.

Срок работы над работой – два года.

Результаты

В ходе проведённого исследования нами была проанализирована научная литература и фондовые материалы лесхоза, проведены геоботанические исследования, составлены паспорта вековых деревьев, дана характеристика редких видов растений, выявлены изменения в природном комплексе, связанные с деятельностью человека, что позволило разработать рекомендации по охране памятника природы.
Обследовав данный биоценоз и определив его экологическое состояние, мы спроектировали маршрут и собрали интересный материал для экскурсий и обозначили значимость выделенных стоянок.
Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что школьная экологическая тропа – это природоохранная зона, где учащиеся будут проводить наблюдения за растительным и животным миром, заниматься описанием и определением растений, проводить фенологические наблюдения и исследования. Всё это будет способствовать повышению интереса к биологии, повышению уровня экологической культуры и экологической ответственности.
Нами было установлено, что территория памятника находится в удовлетворительном состоянии. Исследование численности растений редких видов и их возрастных спектров, позволило установить, что они хорошо развиваются и восстанавливаются. В Курбатовской дубраве сохранились столетние дубы, и идет возобновление дуба. В настоящее время, в связи с уменьшением поголовья крупного рогатого скота, его выпас в дубраве прекратился, поэтому подлесок получил развитие (Е.Г. Гущина отмечала слабое развитие подлеска, так как скот в 1970-е годы здесь интенсивно выпасался).
В ходе исследования нами были выявлены следующие антропогенные изменения природного комплекса «Курбатовской дубравы»: браконьерские рубки леса, проведение весенних палов травы, свалки ТБО, стихийная прокладка дорог и организация стоянок автотранспорта в необорудованных местах. Эти нарушения режима охраны памятника значительны и влекут за собой нарушения объектов охраны, поэтому на основе полученных данных, нами были разработаны рекомендации по охране Курбатовской дубравы. Так как ответственность за соблюдение режима особой охраны памятника природы взял на себя Кораблинский лесхоз, мы передали администрации свои рекомендации с убедительной просьбой, принять меры по сохранению памятника природы:
• осуществлять постоянный мониторинг за экологическим состоянием памятника природы «Курбатовская дубрава»,
• не проводить посадку хвойных лесных культур на территории дубравы, так как это запрещённый вид деятельности на данной территории,
• регулярно осуществлять наблюдения за воздействием на ООПТ рекреационных нагрузок,
• проводить разъяснительную работу с населением о недопустимости нанесения ущерба охраняемым видам живых организмов и пускания палов,
• взять вековые дубы под особую охрану,
• регулярно проводить уборку валежника и сухостоя.
• применять наказание в виде штрафов к нарушителям режима ООПТ.
Также мы считаем, что задача школьников района - поддерживать и при необходимости участвовать в восстановлении памятника природы.
Продукт: паспорт на учебно-экологическую тропу.

Содержание работы

Дата публикации работы: 20.05.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотреть похожие работы

Эссе “Большая трагедия маленькой Евпатории”
Работа посвящена трагическим событиям в Евпатории в годы ВОв. “Стою и смотрю на море… Оно такое огромное и такое чувство, что нет ему конца. Смотрю на проплывающие корабли, вдыхаю влажный…
Презентация к проекту “Героический дрейф”
Цель – изучить: маршрут дрейфующей полярной станции «Северный полюс – 1»; в чем заключался подвиг экспедиции под командованием И.Д. Папанина; значение экспедиции для освоения Северного морского пут. Гипотеза: дрейфующая полярная…