Исследовательская работа “Реминисценции К. Коллоди в сказке А.Н. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”

теоретическая работа

Автор: Черномазова Елизавета Александровна

Место работы/учебы: МКОУ "Поспелихинская СОШ №3", Алтайский край, 6 класс

Научный руководитель: Гончарова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Аннотация

Актуальность. В современном литературоведении термин «интертекстуальность» стал одним из основных в анализе художественного произведения. Каноническую формулировку понятиям интертекстуальность и «интертекст» дал Р. Барт: “Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т.д. – все они поглощены текстом и перемешаны в нем, поскольку всегда до текста и вокруг него существует язык. Как необходимое предварительное условие для любого текста интертекстуальность не может быть сведена к проблеме источников и влияний; она представляет собой общее поле анонимных формул, происхождение которых редко можно обнаружить, бессознательных или автоматических цитат, даваемых без кавычек”.

В 21 веке интертекстуальный подход в литературоведении приобрел необыкновенную популярность, он, как никакая другая категория, оказал влияние на современный анализ художественного произведения.

Объект исследования – текстовые реминисценции Карло Коллоди, встречающиеся в тексте А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Предмет исследования – функционирование реминисценций Карло Коллоди в тексте А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

При написании работы была поставлена цель: выявить скрытые цитаты и реминисценции Карло Коллоди в тексте А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Задачи:

  1. Рассмотреть интертекстуальные взаимодействия на уровнях сюжета, композиции и жанра.
  2. При сопоставлении текстов К. Коллоди и А.Н. Толстого выявить цитаты и реминисценции Карло Коллоди в тексте А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
  3. Установить функцию цитат и реминисценций Карло Коллоди в тексте А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Для решения поставленных задач были определены методы исследования.

  1. В начале работы над исследованием был использован метод сбора информации.
  2. В дальнейшем был осуществлен сопоставительный анализ текстов К. Коллоди и А.Н. Толстого.
  3. Также был произведён интертекстуальный анализ текстов, который позволил выявить в тексте А.Н. Толстого цитаты и реминисценции К. Коллоди.

Новизна работы заключается в том, что:

  • была исследована сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения интертекстуального подхода в литературоведении;
  • проведен сопоставительный анализ текстов на уровне сюжета, композиции и жанра.

Результаты

Явление интертекстуальности широко распространено в литературоведении, но термином «интертекстуальность» стали пользоваться сравнительно недавно. Одним из первых в литературной науке проблему обозначил М.М. Бахтин. Он вводит понятие «чужое слово», «чужой голос». Ю. Кристева продолжает исследования М.М. Бахтина и вводит в литературоведение новый термин «интертекстуальность».
По сути дела вся мировая литература является интертекстуальной. К. Коллоди и А.Н. Толстой не являются исключением. В сказке А.Н. Толстого нами обнаружены цитаты и реминисценции К. Коллоди. В работе мы рассмотрели, как взаимодействуют тексты «Приключения Пиноккио» К. Коллоди и «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого. В ходе проведенного исследования нам удалось:
1. Рассмотреть интертекстуальные взаимодействия на уровнях сюжета, композиции и жанра.
2. Выявить цитаты и реминисценции Карло Коллоди в тексте А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
3. Установить функцию цитат и реминисценций Карло Коллоди в тексте А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
В ходе исследования гипотеза была подтверждена. Текст сказки К. Коллоди стал черновым вариантом для сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в том, чтобы изучить сказку Елены Данько «Побеждённый Карабас», являющуюся продолжением сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексея Толстого.

Содержание работы

Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу

Дата публикации работы: 29.03.2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотреть похожие работы

Практико-ориентированный проект “Создание сайта на языках html, css, javascript”
С учетом стремительного развития интернета и цифровых технологий количество онлайн-пользователей постоянно растет. Это означает, что веб-сайты по-прежнему являются основным инструментом для представления информации, продажи товаров и услуг, коммуникации с клиентами…
Исследовательская работа “Бренд Nissan”
Трудно представить нашу жизнь без автомобиля. Автомобиль есть практически в каждой семье. Разнообразие марок и моделей автомобилей в современном мире настолько разнообразен, что сложно сделать выбор в пользу какой-то определенной…