Индивидуальный проект «Маяки земли Прусской – вечные стражи безопасного мореплавания»
Автор: Кондратенко Екатерина Алексеевна
Место работы/учебы: МБОУ СОШ №6, г. Балтийск, Калининградская область, 10 класс
Научный руководитель: Криштафович Татьяна Владимировна, учитель музыки, Мировой художественной культуры, руководитель школьного музея "Боевой Славы"
Аннотация
Актуальность. Калининградская область расположена в Северо – Восточной Европе. На юге граничит с Польшей, на севере и востоке — с Литвой. На западе омывается Балтийским морем и его заливами — Куршским и Вислинским. После распада СССР является полуэксклавом России, так как не имеет с основной территорией страны общей сухопутной границы, но соединена с ней морем. Входит в состав Северо-Западного федерального округа и Калининградского экономического района. Замланд, Земландский или Самбийский полуостров – старейшая территория Восточной Пруссии, находившаяся между Прегелем, Балтийским морем, Куршской косой и рекой Деймой.
Экономико-географическое положение Калининградской области имеет выгоды, которые определяются следующим: близостью к рынкам Западной и Восточной Европы, близостью к трансъевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям, климатическими условиями, благоприятными для развития туризма, наличием на территории области незамерзающего портового комплекса (выход в Балтийское море).
Моя работа посвящена маякам Калининградской области. Маяки – это морской фасад страны. Мощная морская держава имеет хорошо развитую маячную сеть и всю систему навигационного ограждения опасностей в целом. Создание её неразрывно связано с историей страны и развитием в ней мореплавания. Сперва, я свою работу начала с описания главного Балтийского маяка, но когда познакомилась с лоцией гидрографа Нагаева и современной лоцией, поняла, что описание береговой полосы и маяков идёт с севера, т.е. с нуля. Вспомним о Розе ветров. По сей день этот главный навигационный прибор известен как компас Розы, северное направление обозначается наконечником стрелы. Поэтому своё описание маяков начинаю с севера, с Куршской косы. С древних времён до перестройки 90-х годов XX века по Куршскому заливу в Балтийское море проходил торговый путь и было развито судоходство.
Проблема. Речного судоходства в Калининградской области уже не стало, т.к. реки обмелели, в связи с развитием сети авто и железнодорожного транспорта, а ещё в связи с развитием технического прогресса (GPS-навигации, спутниковой связи и т.д.) маяки стали терять свою значимость. Не все маяки сохранились в рабочем состоянии из – за потери актуальности, например Риндерорт. Также проблема в труднодоступности мест посещения, в связи со стратегической важностью объектов и технической документации, архивных данных. Каждый старый немецкий маяк имеет свою архитектурную особенность, но маяки, построенные в советское время созданы по одному образу и подобию в целях удешевления конструкции, своего рода «Бочки на ножках», или металлические конструкции обитые досками. В 1993 – 1995 годах в результате распада СССР самостоятельным республикам было передано большое количество световых маяков, в частности на Куршской косе – Клайпедский (Мемельский), маяк Юодкранте, Нидский маяк.
Цель. Выяснить, что современные маяки находятся на местах древних навигационных знаков, которые устанавливали первые мореплаватели.
Задачи:
- Найти художественную, научную и техническую литературу по данной теме;
- Посетить маяки Калининградской области и провести беседу, взять интервью у смотрителей, начальников маяков Брюстерорт (М.Я. Васильева), Пиллау (В.Я.Безуглова);
- Посетить экскурсии на объекты Музея Мирового океана маяки – Риндерорт и Ирбенский – единственный плавучий маяк (корабль) и провести беседу с научными сотрудниками музея;
- Сделать сравнительный анализ по картам самых опасных участков береговой полосы для мореплавания;
Гипотеза. Предполагаю, что современные маяки Калининградской области находятся в тех же местах, где издревле ставились первые навигационные знаки, первыми путешественниками, пруссами, викингами, рыцарями Тевтонского ордена. Но, выбранные места, где находятся маяки – это экономически развитые населённые пункты. С давних пор и по сей день маяки стоят на тех же местах и предупреждают об опасности мореплавания. Со временем навигационные знаки только усовершенствуются.
Объект исследования. История возникновения судоходства, торговых путей и маяков на п. Самбийском.
Предмет исследования. Маяки Калининградской области.
Методы исследования: изучение литературных источников и интернет сайтов, беседа с научными сотрудниками музея Мирового океана и «Дома рыбака», посещение маяков с экскурсией – Балтийского, Таран, Риндерорт, поездка по Калининградской области в поиске и фотоотчёте других маяков, Работа с картой, анализ проделанной работы и результатов, выводы.
Научная новизна и практическая значимость: материал моей исследовательской работы будет использован на музейных уроках, классных часах, уроках географии, экскурсий. Я сделала и оформила альбом с рисунками и описанием маяков, этот материал пополнит фонд школьного музея. На карте области отметила маяки. Можно соединить определённы точки, чтобы получить похожее созвездие. Получилась игра для любителей астрономии.
Результаты
Результат. Выводы. Цель достигнута. Начало экономического развития самбийского полуострова повлекло за собой развитие торговых морских путей и как следствие зарождения маячной и лоцманской служб. В связи с возникновением торговых морских путей, которые проходили в основном вдоль побережья, появилась необходимость в обозначении береговой полосы (выступов, мысов, мелей). С этим связано появление световых огней и маяков. Таковы маяки - на мысе Гвардейский, Пионерский – в этом месте находилась рыбацкая деревня викингов, Таран – в этом месте мель Бакалинская, маяк Обзорный установлен на горе и указывает на место затонувших кораблей, Пиллау порт. Лесной, Рыбачий, Нида – это те населённые пункты, где существовали постоялые дворы с обслуживанием почтовых станций. На месте орденского замка Росситтен (Рыбачий ), был установлен маяк в 1904 году, а через 4 года в рыбацкой деревне Риндерорт (Заливино) появился маяк внешне похож на Росситтен. На противоположном берегу Куршского залива на мысе Вянте был орденский замок, а позже появился маяк. В районе мыса Вянте был опасным местом для судоходства, здесь потерпело крушение множество торговых судов. Плохо построенные и слабо управляемые корабли подвергались ударам стихии.
Из маяков довоенной постройки (немецкие) сохранились три: два из них действующие, это на мысе Таран (Брюстерорт) и Балтийск (Пиллау) - маяки первого класса; третий — юго-восточной части Куршского залива — Заливино (Риндерорт) относится к музею Мирового океана. Он действовал до перестройки. В начале XX века на реке Дейме и Куршском заливе было активное судоходство. После появления электрических створных знаков, потребность в маяке отпала. Ансамбль старых маяков сегодня памятники архитектуры культурного наследия Калининградской области. Главный маяк Балтийский – это символ морского города. Единственный световой маяк, который является заднестворным знаком и обозначает фарватер.
Стройность, отточенность линий, аккуратность, точность инженерных расчетов, долговечность отличают старые постройки. В 17 и 18 веках знаки фарватера были не светящие и с маяком Пиллау их не связывали. Но уже в 19 веке в Пиллау была навигационная система «Ведущих огней». Изобретение Френеля совершило переворот в маячном освещении, с большой быстротой распространилось по всему миру и в усовершенствованном виде применяется современной навигации и используется не только на маяках, на буях, на кораблях.
Как и 200 лет назад, смотрители (начальники) 2-х маяков несут службу вместе с семьей. Они живут в маячном городке и во время сильных ураганов следят за его бесперебойной работой, чтобы свет на башне не погас и корабли и суда возвращались домой.
В XX веке в пароходстве пополняется материально – техническая база, увеличивается флот, растёт квалификация кадров. База обслуживания флота пополняется специализированными техническими и вспомогательными судами. Это позволило увеличить перевозки в заграничном сообщении, поднять роль речного и морского транспорта в развитии народного хозяйства, выйти на внутренние водные пути Европейской части страны и заграничные линии в Балтийском, Северном, Чёрном, Каспийском, Средиземном морях.
Современный маяк – это комплекс сложного светооптического, радиоэлектронного, звукосигнального оборудования и системы энергопитания. Несмотря на то, что современные корабли и суда оборудованы совершенными техническими средствами определения своего места в море по радиосигналам береговых станций и навигационным спутникам Земли, маячки – старички продолжают использоваться как дополнительное средство ориентирования. Калининградский морской канал оборудован сложной системой зрительных средств навигационного оборудования.
Я насчитала 9 действующих маяков, 3 недействующих, две башни с навигационным оборудованием. Два декоративных маяка в Рыбной деревне г. Калининграда и в пос. Ушаково – это туристические объекты с сувенирными лавками и кафе.
На карте Калининградской области я отметила маяки. Можно пофантазировать и из красных точек на карте разглядеть похожие созвездия.
Содержание работы
Автор предпочел не показывать работу на сайте.
Дата публикации работы: 24.02.2024
Добавить комментарий