Презентация «Эффективные методики работы с детским коллективом»

воспитание, развитие, коммуникация

Автор: Прозорова Елена Викторовна

Место работы/учебы: ГБОУ Школа № 2094, г. Москва, педагог-психолог

Аннотация

На современном этапе развития школьной педагогики достаточно очевидно прослеживается тенденция устранения педагогов от воспитательной и развивающей составляющих процесса педагогической деятельности. Одна из причин этого явления кроется в том, что далеко не все педагоги, умея работать с отдельным ребенком, умеют работать с детским коллективом. Ведь будущие учителя изучают предметы психолого-педагогического цикла, в которых получают знания об индивидуальных особенностях детей, их возрастных особенностях, личностных качествах. Все эти предметы в основном направлены на познание индивидуальной сущности ребенка, но ведь школа в большей степени имеет коллективную сущность. Образование, воспитание и развитие ребенка в ней происходит в коллективе. Получать знания в коллективе с благоприятным психологическим климатом ребенку гораздо комфортнее, нежели в коллективе с напряженными межличностными отношениями. Но обучению работе с детским коллективом на всех ступенях педагогического образования уделяется настолько мало внимания, а о существовании системы подготовки педагогов к работе с детским коллективом говорить и вовсе не приходится. Да и коллективизм как явление постепенно уходит из школы, уступая свои позиции индивидуализму и личному успеху. Тем не менее, воспитательный и развивающий потенциалы детского коллектива являются куда более мощными, чем педагогический потенциал (или арсенал) отдельно взятого учителя. Воспользоваться этим потенциалом, как правило, могут только умелые, психологически грамотные педагоги.

Обучение проходит эффективно только тогда, когда ребенок адаптирован к школе, к своему классу, к самому процессу обучения. Но каждый отдельный ребенок в школе испытывает массу трудностей. Эти трудности бывают явные, лежащие на поверхности, и скрытые. Среди них и сложные отношения с одноклассниками, и стрессирующее воздействие отдельных людей (как детей, так и педагогов), и высокие нагрузки (и, как следствие, синдром хронической усталости). Все это ― проблемы адаптации и эмоциональной нестабильности. Высокий процент детей с явно выраженными соматическими проблемами (простуды, аллергия, сколиоз, близорукость и т. д.) является результатом проблем не столько соматических, сколько психосоматических. Снижение успеваемости, потеря интереса к получению знаний, отсутствие жизненных интересов и инфантилизм ― это проблемы развития сегодняшнего школьника и, как следствие всего вышеперечисленного, уход (бегство) от реальности в болезнь, асоциальное или антисоциальное поведение, алкоголизм, наркомания, сомнительные компании и т.д., которые являются проблемами целого поколения. И одной из причин всех этих индивидуальных детских проблем является отсутствие позитивного (благоприятного) климата в детских коллективах, отсутствие самого коллектива в полном понимании этого слова. Ведь очень часто класс выступает как группа-корпорация, но не как коллектив единомышленников. Хорошо, если основной целью таких школьных групп является учеба (не зарабатывание оценок, а получение знаний). А если даже на это не мотивирован целый класс? Тогда существование ребенка в данной группе становится достаточно проблематичным. Здесь на помощь педагогу приходит тимбилдинг (дословно: team – команда и building – строительство).

В настоящее время в теории и практике игр технологии командообразования прочно заняли свои позиции. Игры и тренинги на построение команды активно проводятся в сфере бизнеса при формировании новой команды или при решении общих групповых задач. Хотя само явление уже давно известно нам из далекого советского прошлого – коммунарских сборов и первых детских коммун.

Задачи:

  • формирование позитивно направленного, жизнеспособного детского коллектива;
  • организация высокоэффективной системы деятельности;
  • формирование системы ценностей детского коллектива;
  • формирование благоприятного психологического климата детского коллектива.

Результаты

Очень важным моментом формирования детского коллектива является анализ его развития и рефлексия. Это значит, что коллектив в своем развитии должен проходить определенные стадии, этапы. И задача педагога ― отследить и показать детям динамику развития коллектива. Посмотрите, еще вчера мы были разобщенными, безынициативными и т. д., а сегодня мы совсем другие. Давайте сделаем так, чтобы завтра мы были еще более сплочёнными, более творческими и т.д.! Это коллективный анализ развития и постановка промежуточных задач. Рефлексия необходима для того, чтобы каждый ребенок осознал происходящие в нем перемены и причины этих перемен, прочувствовал перспективу своего развития в данном коллективе. Для того чтобы сделать анализ развития детского коллектива более интересным и значимым для детей, необходимо ставить для них пусть и маленькие, но выполнимые задачи ― это своего рода стимулы. Можно окрасить сам процесс в яркие романтические цвета.

Содержание работы

Автор предпочел не показывать работу на сайте.

Дата публикации работы: 27.01.2025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотреть похожие работы

Презентация «Изобутанол в качестве биотоплива»
Актуальность: Экологичность. При производстве топлива, выделяются вредные вещества. Для производства не требуется большого количества природных ресурсов. Экономическая выгода. Можно производить из биологических отходов. Безопасность. Биотопливо на основе изобутанола горюче, но…
Презентация «Как вести себя в конфликтной ситуации»
В современном обществе конфликты являются неотъемлемой частью взаимодействия между людьми. Умение эффективно управлять конфликтными ситуациями способствует улучшению личных и профессиональных отношений, снижает стресс и повышает качество жизни. Актуальность темы обусловлена…