Автор: Стороженко Виктория Евгеньевна, Чафонова Анна Александровна
Место работы/учебы: МОУ СОШ №1 ЭМР, Саратовская область, 10 класс
Научный руководитель: Степанян Татьяна Абдулаевна, учитель физики
Аннотация
Цель работы: исследовать зависимость между физическими параметрами статических паттернов (частота, ярость, контраст) и возникновением иллюзии движения.
Задачи проекта:
создать набор паттернов с разной частотой линий и контрастом;
провести эксперимент с участием 18 добровольцев (фиксация субъективных ощущений);
проанализировать данные, выявить взаимосвязь между параметрами паттернов и иллюзией движения;
разработать рекомендации по безопасному использованию паттернов в дизайне интерфейсов.
В современном мире исследование актуально из-за роста цифровизации. Люди ежедневно пользуются телефонами, планшетами, ноутбуками, телевизорами и сталкиваются с статичными изображениями на экранах. Понимание механизмов кажущегося движения (оптической иллюзии, при которой статичное изображение кажется движущимися) поможет создать более безопасные для мозга интерфейсы, минимизируя когнитивную нагрузку. Проект лежит на стыке нейронауки, технологий и дизайна. Понимание «опасных» комбинаций частот и контраста позволит избегать дизайнерских решений, вызывающих усталость глаз.
Гипотезы:
Иллюзия движения сильнее проявляется при средней частоте паттернов т высоком контрасте.
Люди с высокой чувствительностью к зрительным стимулам (например, художники) чаще отмечают эффект.
Срок выполнения исследовательской работы: 4 месяца.
Результаты
Данный проект не только раскрыл механизмы обмана зрения, но и показал, как научные знания могут сделать визуальную среду безопаснее. Мы обнаружили, что безобидные на первый взгляд узоры при определённых условиях могут «обманывать» мозг, создавая ложное ощущение движения. Это особенно важно учитывать в таких ответственных сферах, как транспортная инфраструктура и медицинские технологии, где подобные эффекты могут иметь серьёзные последствия.
Одновременно работа открывает новые перспективы: теперь мы можем не только избегать проблемных визуальных решений, но и осознанно использовать эти знания - в цифровом дизайне, нейрореабилитации или даже современном искусстве. Главный итог - понимание, что за кажущейся простотой зрительных иллюзий скрываются сложные процессы работы мозга, и учитывать это необходимо при создании любой визуальной среды.
Таким образом, проект служит важным связующим звеном между фундаментальной наукой о восприятии и практическими задачами проектирования безопасного и комфортного визуального пространства будущего.
Добавить комментарий