Научный стиль

Рассказываем, что такое научный стиль речи. Объясняем особенности научного стиля. Приводим задания для самостоятельной работы.

Что такое научный стиль?

Определение и характерные особенности

Научный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

  • Логичность — это, по возможности, наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.
  • Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
  • Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.

В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают:

  • номенклатурные наименования,
  • профессионализмы,
  • профессиональные жаргонизмы и пр.

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определённом значении.

Подстили научного стиля

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на четыре подстиля:

  • Собственно-научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
  • Научно-учебный. Работы в данном стиле адресованы учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
  • Научно-популярный. Научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно», то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощённый характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами.
  • Научно-технический. Адресат — специалисты технико-технического профиля. Цель — применение достижений фундаментальной науки в практике.

Морфологические особенности научного стиля

Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Для отвлечённости и обобщённости научной речи используются определенные приемы.

Употребление существительных

  • Формы единственного числа имён существительных используются в значении множественного числа: «волк — специализированное хищное животное из класса млекопитающих из рода волков из семейства псовых»; «липа начинает цвести в конце июня».
  • Вещественные и отвлечённые существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприёмнике, большие глубины.
  • Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных.

Употребление глаголов

  • Большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: «быть», «являться», «называться», «считаться», «стать», «становиться», «делаться», «казаться», «заключаться», «составлять», «обладать», «определяться», «представляться» и др.
  • Глагол часто обозначая действие в самом широком смысле слова, передаёт грамматическое значение наклонения, лица и числа: приводить — к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить — расчёты, вычисления, наблюдения.
  • Преобладании в научном тексте глаголов абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.
  • использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа: перегонку производят — перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр.
  • использование настоящего вневременного: «при раздражении определённых мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения»; «углерод составляет самую важную часть растения». В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: «Произведено n опытов, в каждом из которых x принял определённое значение».
  • использование несовершенного вида глаголов: «Металлы легко режутся».

Употребление местоимений

  • использование отвлечённых по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлечённости и обобщённости в значении «мы совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

Задания для самостоятельной работы

Из учебника по физике (астрономии, химии, биологии) выберите три небольших фрагмента (по 15—20 строк) и примерно такие же по объему фрагменты текста изучаемого художественного произведения.

  1. Определите, какие части речи и их грамматические формы чаще встречаются в выбранных вами фрагментах научного текста и художественного.
  2. Проанализируйте формы глаголов и выражаемые ими грамматические значения в тех и других текстах.
  3. Выберите из текстов словосочетания, в состав которых входит прилагательное. В чем особенность прилагательных в текстах научного и художественного стилей?
  4. Выберите обороты с характерными для научной речи предлогами и союзами, сравните их с оборотами художественной речи, содержащими предлоги и союзы.