Публицистический стиль

Рассказываем, что значит публицистический стиль речи. Приводим его характерные особенности и задания для самостоятельной работы.

Что такое публицистический стиль?

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через Средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, побудительностью.

Функции публицистического стиля:

  • Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях;
  • Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы.

Задача речи:

  • воздействовать на массовое сознание;
  • призывать к действию;
  • сообщать информацию.

Общие признаки публицистического стиля с научным и художественным стилями

Общие признаки публицистического стиля с научным стилем:

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее
решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология.Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Все это сближает публицистический стиль с научным.

Общие признаки публицистического стиля с художественным стилем:

У публицистического стиля также много общего и с художественным стилем речи. Для него характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Особенности публицистического стиля

Характерные особенности публицистического стиля

Для публичной речи и публицистического стиля характерны:

  • логичность,
  • образность,
  • эмоциональность,
  • оценочность,
  • призывность и соответствующие им языковые средства.

В публицистическом стиле часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: голос мира, страны ближнего зарубежья. В роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса публицистического стиля характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

В публицистическом стиле часто используются слова:

  • с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз-(с-);
  • с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист;
  • с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.

Средства эмоционального воздействия в публицистическом стиле

Средства эмоционального воздействия в публицистическом стиле:

В публицистическом стиле используются многообразные средства эмоционального воздействия на слушателя, читателя. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы, с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены:

  • эпитеты (в том числе являющиеся приложениями), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация (усиление, нарастание чего-то) иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением традиционных союзов и союзных сочетаний (не только — но и; не только — а и; не столько — сколько).

  • фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи, просторечия и даже жаргонизмы;
  • литературные образы, цитаты, языковые средства юмора, иронии, сатиры (остроумные сравнения, иронические вставки, сатирический пересказ, пародирование, каламбуры).

Задания для самостоятельной работы

Какова тема и основная мысль текста? Укажите его стилевые особенности (лексические, синтаксические, художественно-языковые).

«Запас» памятников культуры «запас» культурной среды крайне огранич..н в мире и он ист..щается со все прогрес(?)иру..щей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому что меньше становится земли. Все дело в том что к патр..отизму слишком долго призывали а его надо воспитывать с самого раннего возр..ста.

Любовь к родному краю к родной культур.. к родному селу или городу к родной реч.. нач..нается с малого с любви к своей семье к своему ж..лищу к своей школ… И еще с уважен..я к таким чувствам людей которые то(же) люб..т свой дом свою землю свое пусть и (не)понятное тебе родное слово.

Все эти важнейшие человеч..ские кач..ства помож..т тебе открыть в своей душе история любовь, уважение, знание.

(Д. Лихачев.)