Текст

Рассказываем, что такое текст, его основные признаки. Показываем способы и средства связи предложений в тексте.

Что такое текст?

Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.

Основные признаки текста:

  • тематическое и композиционное единство всех его частей;
  • наличие смысловой и грамматической связи между частями;
  • смысловая цельность, относительная законченность.

Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.

Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, выраженное в словесной форме.

Содержание соотносится с темой.

Тема — это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рассуждение.

Во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем.

Связь слов в тексте

Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.

Смысловые отношения между предложениями различны. Текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.

Различают следующие связи предложений:

  • цепную связь,
  • параллельную связь.

Tekst

Средства связи предложений в тексте

Лексические, морфологические и синтаксические средства связи

Лексические:

  • слова одной тематической группы;
  • слова со значением «целое и его части»;
  • прямой повтор;
  • синонимы;
  • антонимы.

Морфологические:

  • союзы, союзные слова, частицы;
  • местоименные слова, в том числе наречия;
  • видовременные формы глаголов;
  • степени сравнения прилагательных и наречий.

Синтаксические:

  • порядок слов;
  • соположенность предложений;
  • синтаксический параллелизм;
  • антонимическая организация текста;
  • расчленённые конструкции;
  • неполные предложения;
  • вводные слова и предложения.

Стилистические приемы выразительности текста

Синтаксический параллелизм — это баланс в пределах одного или более предложений фраз или предложений, которые имеют одинаковую грамматическую структуру.

Применение параллелизма улучшает стиль написания и читабельности, а также улучшает процесс создания предложений. Параллелизм достигается с помощью антитезы, анафоры, бессоюзия, климакса, эпифоры и симплоки.

Следующие примеры демонстрируют особенности этого явления:

Нет параллелизма Параллелизм
«Она любит готовить, бегать и чтение «Она любит готовить, бегать и читать.»
«Он любит бейсбол и бегать.» «Он любит играть в бейсбол и бегать».«Он любит бейсбол и бег».
«Собака побежала через двор, перепрыгнула через забор и припустила «Собака побежала через двор, перепрыгнула через забор и перебежала через улицу.»

 

Парцелляция (расчленение конструкции) — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков (в терминологии швейцарского лингвиста Шарля Балли — дислокация).

Например: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса» (Евгений Гришковец, «Рубашка»).

Параллелизм (др.-греч. παραλληλισμος — расположение рядом, соположение) — риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.

Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова.

Наример,

Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор?

Пушкин А. С. Руслан и Людмила

Прочитайте фрагмент из повести Л. Н. Толстого «Отрочество»; понаблюдайте, как построен текст. Назовите, какие способы и средства связи предложений использует автор.

Но вот и деревня, в которой мы будем обедать и отдыхать. Вот уже запахло деревней — дымом, дёгтем, баранками, послышались звуки говора, шагов и колёс; бубенчики уже звенят не так, как в чистом поле, и с обеих сторон мелькают избы, с соломенными кровлями, резными тесовыми крылечками и маленькими окнами с красными и зелёными ставнями, в которые кое-где просовывается лицо любопытной бабы. Вот крестьянские мальчики и девочки в одних рубашонках: широко раскрыв глаза и растопырив руки, неподвижно стоят они на одном месте или, быстро семеня в пыли босыми ножонками, несмотря на угрожающие жесты Филиппа, бегут за экипажами и стараются взобраться на чемоданы, привязанные сзади. Вот и рыжеватые дворники с обеих сторон подбегают к экипажам и привлекательными словами и жестами один перед другим стараются заманить проезжающих. Тпрру! ворота скрипят, валькй цепляют за ворбтища, и мы въезжаем на двор. Четыре часа отдыха и свободы!