Типологический анализ текста

Рассказываем, как проводить типологический анализ текста? Особенности анализа разных типов текста. Задания для самостоятельной работы.

Что такое типологический анализ текста?

Типологический анализ текста – это определение типа текста и его особенностей; установление, с какой целью автор создал текст: рассказать о последовательно сменяющих друг друга событиях, решил показать нам «картину» или высказал свои мысли, привёл аргументы, сделал вывод.

Как проводить типологический анализ текста?

План типологического анализа текста

Типологический анализ текста  проводим по плану:

  1. Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль, стиль речи.
  2. Найдите в нём типовые фрагменты, составьте схему типологического строения текста, отметив в ней число типовых фрагментов, их значение и характер соединения друг с другом (один фрагмент включается в другой или «приставлен» к другому).
  3. Установите роль каждого фрагмента в развитии основной мысли целого текста, в передаче особенностей его стиля.
  4. С этих позиций проанализируйте языковые средства отдельно в каждом типовом фрагменте. Для этого найдите «данное» и «новое» и укажите, чем они выражены.
  5. Отметьте выразительные средства языка, изобразительные приёмы.

Особенности анализа разных типов текста

Повествование.

  1. Сначала прочитайте целиком повествовательную часть, исключив из текста описательные фрагменты и рассуждение.
  2. Найдите в каждом предложении «данное» (кто?) и «новое» (что делает?) и рассмотрите способы выражения того и другого:
    • Какая часть речи используется для выражения «данного»?
    • Каким образом автор уходит от слишком частого и потому нежелательного повторения одного и того же слова в «данном»?
    • Какие глагольные формы используются в «новом»? Укажите вид и время глагола и объясните, чем вызвано употребление каждой формы.
    • Найдите в составе «нового наречия, деепричастия и другие языковые средства, которые показывают, как протекало действие. Объясните их стилистическую роль.
    • Оцените выразительность глагольной лексики, найдите глаголы-синонимы.
    • Найдите предложения с однородными сказуемыми, бессоюзные сложные предложения и объясните их стилистическую функцию.

Описание состояния человека.

  1. Выделите из текста фрагменты с описанием состояния человека.
  2. 2. Найдите слова, выражения, синтаксические конструкции, в которых раскрывается состояние героя произведения. (Напоминаем, что «новое» в этом типовом фрагменте отвечает на вопрос каково ему?)
  3. Воспользуйтесь порядком разбора повествовательной части.

Рассуждение-размышление (вариант 1).

  1. Прочитайте фрагмент со значением рассуждения размышления.
  2. 2. Найдите в нём две части: информативную, где прямо сообщается, что понял герой, и изобразительную, где показывается ход его мыслей.
  3. Какие синтаксические конструкции используются в первой части и какие — во второй?
  4. Оцените стилистическую роль сложноподчинённого предложения, с одной стороны, и цепи простых вопросительных предложений — с другой.

Рассуждение-размышление (вариант 2).

  1. Покажите, как развивается основная мысль текста, проходя через все три разобранных выше фрагмента и связывая их в цельный текст.
  2. Прочитайте оставшийся фрагмент со значением описания состояния окружающей среды:
    • Каково его стилистическое назначение в этом отрывке? Связан ли он с основной мыслью текста? Если связан, то как?
    • Оцените изобразительную силу использованных в нём языковых средств: сло, употреблённых в переносном значении, причастного и деепричастного оборотов.

Задания для самостоятельной работы

Прочитайте отрывок из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени». Задания:

  1. Найдите в тексте известные вам типы речи. Какой из них составляет сюжетную основу эпизода, какие передают основной смысл высказывания? (Границы типовых фрагментов обозначены на полях и в тексте вертикальными линиями.)
  2. Сформулируйте основную мысль текста. Объясните с этих позиций выбор автором типов речи.

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск.

Я беспощадно подгонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

Солнце уже спряталось в чёрной туче, отдыхавшей на хребте западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. | Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать её в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце. Одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… Нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния! При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей…
И между тем я всё скакал, погоня беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном место… Оставалось пять
вёрст до Ессентуков — казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

Все было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут. Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дёргаю за повод — напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; чрез несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнурённый тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую землю и, как ребёнок, заплакал.

И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слёз и рыданий; я думал, грудь моя разорвётся; вся моя твёрдость, всё моё хладнокровие исчезли как дым; душа обессилела, рассудок замолк, и, если бы в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся. 

Посмотреть еще в категории: Стилистика

Посмотреть еще в категории: Стилистика