Исследование “Использование фольклорных сказочных образов в современной детской литературе (на материале повести И. Волынской и К. Кащеева «Колдовской квест»)

исследование

Автор: Ситикишева Камила Ахметовна

Место работы/учебы: МОУ Восточно-Европейский лицей, 7 класс

Научный руководитель: Гусакова Наталия Леонардовна, учитель русского языка и литературы

Аннотация

Объектом  нашего исследования является пятая книга И. Волынской и К. Кащеева из серии «Ирка Хортица – суперведьма!» «Колдовской квест». Цель работы – рассмотреть, как знакомые с детства сказочные образы используются в современной детской литературе.

Цель исследования обусловливает решение следующих задач:

  • Выявить случаи использования в книге образов из народных волшебных сказок.
  • Сопоставить их с аналогичными фольклорными образами.
  • Выявить функции данного приема в указанном произведении.

Методы исследования: литературоведческий, лингвистический и сравнительный анализы.

В работе использованы русские народные сказки из сб. А.Н. Афанасьева.

Результаты

Во-первых, надо отметить, что авторы в созданном ими образе медведя отразили как природные, так и фольклорные качества животного.
Сохранены такие природные качества, как звериная сила, огромный размер тела, молниеносная реакция, запах из пасти, его боятся люди, он хорошо лазает по деревьям и спит зимой.
Авторы книги сохраняют также в образе медведя черты, характерные для героя народных волшебных сказок: он умеет разговаривать, является героем-помощником, относящимся к группе благодарных животных. У медведя, как и у любого героя-помощника, есть определенный круг действий: он появляется внезапно на пути главных героев, его нужно спасти, после чего он отблагодарит спасителя.
В отличие от народных сказок, где образы животных-помощников, как правило, не являются эмоционально окрашенными, ситуация с медведем представлена в комическом ключе. В основе этой ситуации лежит прием несоответствия.
В первую очередь это несоответствие поведения некоторых героев (девчонок, охранника) их функциям. Поведение самого медведя противоречит нашему традиционному представлению о нем как о грозном животном. Входит в противоречие с традиционным сказочным образом героя-помощника ряд современных деталей (решительный противник шоу-бизнеса, крутой лесной парень). Подобные различия мы видим и на уровне синтаксиса. Это также создает комический эффект.
Благодаря соединению в образе одного героя природных качеств медведя, черт, присущих традиционному герою-помощнику, и осовремениванию создается очень выразительный, запоминающийся образ.

Содержание работы

Дата публикации работы: 29.04.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Конкурс, в котором участвует работа

I Международная on-line конференция школьников “Science knowledge”, 2019/2020

Смотреть похожие работы

Эссе “Счастливый человек”
“Давным-давно в русском языке появилось слово «счастье». Оно было близко по своему значению слову «часть», а приставка «с» была равна слову «своя». Иными словами, счастье, как пишет Лев Успенский, «хорошая…
Индивидуальный проект “Писатели-фантасты предостерегают, или сколько стоят человеческие амбиции”
 Научно-технический прогресс улучшает жизнь людей и теперь начинает повышать эффективность человека. Однако рост человеческого потенциала недостаточен. Возникают вопросы о будущем человека, включая экологию, производство еды, освоение космоса и социальные изменения. Проблема. Человечество…