Исследование «Влияние эмоционального состояния на запоминание и воспроизведение информации»

Исследование

Автор: Родионова Анна Андреевна

Место работы/учебы: ГБЩУ Школа №1520 им. Капуовых , ЦАО г. Москвы, 10 класс

Научный руководитель: Соловков Дмитрий Андреевич, учитель химии и биологии

Аннотация

Анонс: в данной работе было проведено исследование, позволяющее понять, как эмоции влияют на процесс запоминания и воспроизведения информации. В ходе исследования были составлены рекомендации для лучшего запоминания и воспроизведения информации.

Ключевые слова: эмоции, память, эффект конгруэнтности и принцип Поллианны.

Тезисы. Каждый человек в свой жизни испытывает гамму эмоций – это и страх, и радость, и грусть и т.д. Но задумывался ли кто-нибудь о том, на сколько сильно эмоции влияют на нашу память. Действительно ли, эмоциональная окраска любой информации и эмоциональное состояние человека помогают лучше усвоить информацию.

Мы считаем данную тему актуальной, так как, несмотря на то что исследования данной проблематики проводились довольно давно и проводятся до сих пор, нет чет-кого и универсального толкования, которое говорило бы о том, что и как влияет на процесс запоминания и эмоциональную окраску информации.

Цель проекта: исследовать связь между настроением индивида и эффективностью запоминания эмоционально окрашенной информации.

Задачи проекта:

  1. Разработать методический аппарат исследования.
  2. Провести исследование связи настроения индивида и эффективности запоминания эмоционально окрашенной информации
  3.   Проанализировать результаты исследования и определить существует ли эффект Поллианны и конгруэнтности

Объект исследования: эмоциональное состояние человека.

Предмет исследования: влияние эмоций человека на процесс запоминания.

Гипотеза: человек запоминает лучше ту информацию, эмоциональная окраска которой соответствует его эмоциональному состоянию.

Практическое значение: рекомендации по повышению эффективности запоминания.

В моём эксперименте было использовано эмоционально окрашенные видео (1 – радостное видео; 2 – грустное видео). Для подтверждения того, что выбранные нами видео и правда вызывают соответствующие эмоции, мы использовали про-грамму Face reader 8. После просмотра видео испытуемые отвечали на вопросы ан-кеты, после чего данные анализировались и формировались в выводы. В работе проверялась гипотеза: человек запоминает лучше ту информацию, эмоциональная окраска которой соответствует его эмоциональному состоянию. Гипотеза подтвердилась. В проведенном исследовании было показано наличие влияния эмоций на за-поминание эмоционально окрашенного материала.

Полученные данные соответствуют эффекту конгруэнтности между эмоциональным состоянием человека и эмоционально окрашенной информацией. Также предполагаемого принципа Поллианны не было выявлено.

Результаты

Мы считаем данную тему актуальной, так как несмотря на то, что исследования данной проблематики проводились довольно давно и проводятся до сих пор, нет четкого и универсального толкования, которое говорило бы о том, что и как влияет на процесс запоминания и эмоциональную окраску информации.
Выводы:
1. Разработана методика исследования, с которой можно ознакомиться в главе 2.1.
2. Проведено исследование, результаты которого показывают влияние эмоций на запоминание эмоционально окрашенного материала.
3. Полученные данные соответствуют эффекту конгруэнтности между эмоциональным состоянием человека и эмоционально окрашенной информацией. Стоит отметить, что для более точного запоминания и запоминания большего объема информации важно, чтобы эмоциональное состояние человека совпадало с эмоциональной окраской стимульного материала.
Также предполагаемого принципа Поллианны не было выявлено. Возможно, полученные данные были связаны с недостаточным количеством выборки и особенностями настроения индивидов.
4. В работе проверялась гипотеза: человек запоминает лучше ту информацию, эмоциональная окраска которой соответствует его эмоциональному состоянию. Гипотеза подтвердилась.
Рекомендации ( практическое значение)
Основываясь на полученных данных, мы можем дать несколько рекомендаций для лучшего запоминания информации:
Для лучшего запоминания информации необходимо:
А) определить своё эмоциональное состояние
Б) подобрать материал, который будет соответствовать вашему эмоциональному состоянию.
Так же, для лучшего запоминания, вам стоит ввести себя в эмоциональное состояние, которое бы совпадала с эмоциональной окрашенностью вашего материала. Для этого вы можете использовать предложенные мною ролики.

Содержание работы

Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу

Дата публикации работы: 29.04.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Конкурс, в котором участвует работа

Конференция школьников “Science knowledge” 19/20

Смотреть похожие работы

Исследовательский проект “Агрессия и подростки”
Агрессия среди подростков в 21 веке стала обыденной вещью, и она является одной из не менее важных проблем, которую ещё никому не удалось решить. Она, как мне известно, достаточно, обширна…
Исследовательский проект “Влияние стресса на здоровье человека”
Мы считаем данную тему очень актуальной, поскольку стресс является распространенной проблемой среди людей и общества в целом. Жизнь никогда не стоит на месте и люди часто сталкиваются с такими ситуациями,…