Исследовательский проект “Роль Александра III и С.Ю. Витте в становлении России великой железнодорожной державой”

исследовательский проект

Автор: Широцкий Сергей Александрович, Чеканова Арина Давидовна

Место работы/учебы: Лицей-интернат №5 ОАО "РЖД", г. Красный Кут, Саратовская область, 10 и 11 классы

Научный руководитель: Родуман Людмила Николаевна, учитель истории

Аннотация

Проект поднимает роль личности в истории; проблему выбора пути развития страны в условиях модернизации, которая была бы невозможна без развития железных дорог.

Цель: доказать, что Александр III и С.Ю. Витте сыграли важнейшую роль в превращении России в великую железнодорожную державу.

Задачи:

  1. Изучить вопрос о железнодорожном строительстве в России в период правления Александра III.
  2. Показать роль личности государя-императора и министра финансов С.Ю. Витте в вопросе развития железнодорожной сети России в конце XIX века.
  3. Провести сравнительный анализ результатов железнодорожного строительства в предшествующий правлению Александра III период и на момент окончания его правления.
  4. На основе социологического опроса среди учащихся лицея-интерната, решения тематического кроссворда выявить их знания о роли Александра III и С.Ю. Витте в период железнодорожного бума в России.
  5. Создать продукт проекта – мультимедийную презентацию «Роль Александра III и С.Ю. Витте в железнодорожном строительстве в России в период железнодорожного бума».
  6. Познакомить с содержанием проектной работы учащихся 9-11-х классов в рамках классных часов по профориентации с целью популяризации железнодорожного транспорта.

Гипотеза: политика Александра III и С.Ю. Витте в сфере железнодорожного транспорта носила далеко идущие планы развития отрасли и заложила основы будущего экономического величия Российской державы.

Предмет исследования: железнодорожная политика Александра III и С.Ю. Витте.

Выбор темы не был случайным. Во – первых, наш лицей – интернат является частной общеобразовательной организацией ОАО «Российские железные дороги» и много делает для популяризации профессии железнодорожника. Во – вторых, в проектной группе представлены дети, чьи родители трудятся в системе железнодорожного транспорта и тема железных дорог известна им не понаслышке. В – третьих, при обдумывании темы будущего проекта, учащиеся исходили из мысли о том, насколько данный проект может иметь практическую пользу для популяризации железнодорожного транспорта в общеобразовательных организациях среди обучающихся 9 – 11 классов, стоящих перед выбором своей будущей профессии. Проект затрагивает актуальные, в том числе и сегодня, проблемы: проблему роли личности в истории; проблему выбора пути развития страны в условиях модернизации и другие.

Результаты

Цель и задачи, поставленные в начале проектной деятельности, достигнуты. Работа над проектом способствовала не только реализации задуманного, но и дальнейшему развитию интереса участников проекта к исторической науке. Анализируя имеющиеся у нас данные, мы показали устойчивую тенденцию к росту железнодорожной сети в России. Так, если в начале царствования Александра III она составляла 22 500 км, то к концу его правления 45 000 км, что в 2 раза выше по сравнению с прежними показателями железнодорожного строительства. Оно стало важным фактом развития промышленности. Россия сумела обеспечить себе 5-е место в мире по абсолютным показателям промышленного производства. Безусловно, в этом есть личная заслуга, как самого Александра III, так и С.Ю. Витте, понимающих уже тогда, что будущее – за железнодорожным транспортом. Тем самым, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
О том, что благодарные потомки помнят и не забывают об этом, свидетельствуют, в том числе, данные социологического опроса среди старшеклассников лицея-интерната № 5 ОАО «РЖД». Прошло уже более столетия от рассматриваемой нами эпохи «железнодорожного бума», однако и сегодня большинство из нас не видит другой, более надёжной альтернативы железнодорожному транспорту. Как тогда, так и сегодня, положение дел на железнодорожном транспорте подтверждает, что только продуманная, взвешенная и дальновидная политика позволяет железнодорожной отрасли достаточно стабильно обеспечивать потребности страны в грузовых и пассажирских перевозках. Результаты исследования были представлены в мультимедийной презентации и презентованы на классных часах в 9-11 классах лицея-интерната №5 с целью дальнейшей профориентации старшеклассников.

Содержание работы

Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу

Дата публикации работы: 09.01.2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотреть похожие работы

Исследовательский проект “Кавказский Пресноводный краб в притоках реки Цемес города Новороссийска”
Крабы являются одними из высших (десятиногих) ракообразных. Каждый отдыхающий на пляжах встречал крабов, которые либо снующих у уреза воды. Многие любители природы и туризма даже не подозревают, что в горных…
Исследовательский проект “Вода – источник жизни”
Тема выбрана с целью, выяснить насколько важна вода для живого организма, и влияет ли её недостаток на возникновение заболеваний. Актуальность темы заключается в том, что вода – самое распространенное на нашей…