Исследовательский проект “Социально-психологический портрет современного подростка”

исследовательский проект

Автор: Солоухина Анастасия

Место работы/учебы: ГБОУ "Лицей-интернат "Центр одаренных детей", г. Нижний Новгород, 11 класс

Научный руководитель: Анисимова Оксана Владимировна, учитель истории и обществознания

Аннотация

Подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Это переход от детства к юности. В это время происходят серьезные изменения в организме и в психике ребенка, которые играют важную роль в формировании личности человека. Многие сталкиваются с определёнными трудностями в подростковый период, будь то разногласия с родителями или сверстниками.

Именно поэтому гипотезой моей работы является высказывание: различия в системах ценностей современных подростков (12-17 лет) и людей старше по возрасту (30-50 лет) являются причиной конфликтов и недопонимания.

Цель: сравнить ценности современных подростков (12-17 лет) с ценностями людей старше по возрасту (30-50 лет).

Для реализации данной цели мы поставили перед собой ряд задач:

  1. Дать общую характеристику подросткового возраста, как наиболее сложного этапа в развитии ребенка;
  2. Рассмотреть социально-психологические особенности подростка и закономерности их развития;
  3. Провести анкетирование для диагностики социально-психологических особенностей, характерных исключительно людям подросткового возраста;
  4. Составить сравнительную характеристику системы ценностей людей подросткового возраста (12-17 лет) и людей белее старшего возраста (30-50 лет).

Таким образом, объектом нашей работы является подростковый возраст, а предметом – социально-психологические особенности, характерные исключительно молодёжи. Для реализации поставленных задач мы используем следующие методы работы:

  • анализ научной литературы по проблемам и особенностям подросткового возраста;
  • разработка и проведение анкетирование;
  • составление социально-психологического портрета современного подростка на основе полученных результатов.

Практическая значимость нашей работы состоит в анализе основных особенностей и проблем современной молодёжи, на основе которого у нас и получится социально-психологический портрет подростка, а также сравнительная характеристика ценностей молодёжи и людей старшего поколения.

Результаты

В толковом словаре С.И. Ожегова, мы читаем: «Подросток – мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству» Подростковый возраст традиционно считает трудным, сложным возрастом. Подростки отнимают очень много времени и сил у взрослых. Подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Его традиционно называют опасным, переходным возрастом. И выделяют 3 группы причин, делающих его таким: физиологические, психологические и социально-психологические. Основными социально-психологическими особенностями подростка являются:
- чувство взрослости, стремление к самостоятельности, независимости от взрослых;
- ориентация на группу сверстников, сверхценность отношений с ними;
- стремление к самопознанию;
- эмоциональная нестабильность;
- нравственная неустойчивость;
- формирование нравственных идеалов и мировоззрения;
- стремление не только больше знать, но и больше уметь;
- формирование самосознания и «Я – концепции».
Эти особенности порождают целый ряд проблем в ходе социализации. Основными проблемами современного подростка являются: семейное неблагополучие; не понимание со стороны сверстников; давление оказываемое социумом. Однако причины этих проблем кроются не только в особенностях подросткового возраста, но и в социальной среде. Среди социальных причин подростковых проблем в последнее время часто называют аномию. Под аномией понимаются различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества (своего рода «отсутствие норм»). Справиться со своими проблемами самостоятельно, без посторонней помощи и поддержки, подростки часто не в состоянии.
Для составления портрета современного подростка в ходе практического исследования, мы изучили социально-психологические особенности подростка в связи с их социальными проблемами. С одной стороны, по проблемам подросткового возраста есть обширная литература. С другой стороны, социальная ситуация развития меняется столь стремительно, что существует необходимость в проведении периодических исследований, которые бы показали, как меняющаяся социальная ситуация развития влияет на ход личностного развития и социализацию.
В ходе исследования мы убедились в том, что специальное изучение социально-психологических особенностей подростков помогает лучше понять их проблемы, показывает различия в особенностях разных подростковых сообществ, те изменения, которые происходят в результате изменений социальной ситуации развития. На мой взгляд, изучение социально-сихологических особенностей подростков необходимо, потому что позволяет повысить эффективность работы направленную на их социализацию.

Содержание работы

Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу

Дата публикации работы: 15.01.2023

Один комментарий на ««Исследовательский проект “Социально-психологический портрет современного подростка”»»

  1. Гоша М.

    Исследовательский проект “Социально-психологический портрет современного подростка” участвует в конкурсе “NEW PROJECT” 22/23.
    Работа понравилась, автору респект!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотреть похожие работы

Исследовательский проект “Вспомним годы боевые: моя семья в истории Великой Отечественной войны”
Много горя, потерь, страданий, разрухи принесла Великая Отечественная война. Эта одна из самых кровопролитных страниц нашей отечественной истории. Каждую семью нашей страны в той или иной мере затронула Великая Отечественная…
Творческая работа “Паронимы, или ложные братья”
Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека. Актуальность темы исследования обусловлена важностью точного употребления слов-паронимов в нашей речи, поскольку неверное их использование ведёт к искажению общего смысла высказывания…