Исследовательский проект “Модели построения общения в подростковом возрасте”

проектная работа

Автор: Терещенко Ульяна Романовна

Место работы/учебы: МОУ Лицей №9, г. Волгоград, 11 класс

Научный руководитель: Шейдаева Севиль Вахидовна, учитель русского языка

Аннотация

Актуальность. Выбор данной темы обусловлен тем, что особым этапом в становлении ребенка как социального существа, является подростковый возраст. Это связано, с тем, что в этот период расширяется и обновляется круг общения ребенка, происходит расширение границ познания окружающего мира, в том числе и мира социального, обуславливающего направленность и специфику взаимоотношений с окружающими.

Человек – существо социальное. Мы живем среди людей, поэтому не можем не общаться. В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению.

Общение играет важнейшую роль на протяжении всей жизни человека, а в подростковом возрасте проблема общения стоит особенно остро. Поэтому актуальным является изучение особенностей общения на разных этапах развития подростка.

Проблема: в современных условиях социальная среда очень динамична, и поэтому важно понимать факторы и особенности общения в подростковом возрасте.

Гипотеза: настоящим исследованием мы предполагаем, что модели построения общения в подростковой возрасте напрямую зависят от психологических особенностей конкретной возрастной группы, что и постараемся доказать в практической части работы.

Цель: выявить наиболее характерные особенности и факторы общения в подростковом возрасте.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:

  • определить основные понятия нашего проекта: человек, общение;
  • исследовать общую характеристику общения;
  • раскрыть особенности общения подростка с окружающими его людьми (сверстники, родные, взрослые люди);
  • составить анкетирование для проведения исследования;
  • проанализировать результаты исследования.

Объект: психологические особенности поведения подростка в общении с окружающими его людьми.

Предмет: модели построения общения каждой возрастной группы подростков.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ соответствующей психолого-педагогической литературы; классификация возрастных групп подросткового возраста; обобщение полученной информации.
  1. Методы эмпирического уровня: наблюдение за построением общения подростков разных возрастных групп; описание полученных при наблюдении данных; апробация выявленных моделей путем анкетирования.

Методологической основой работы стала научно-исследовательская работа «Сфера общения подростков как фактор социализации в подростковом возрасте» Власова В.С., в которой были рассмотрены различные факторы общения подростков.

Теоретическая значимость: результаты исследовательской части могут быть использованы в дальнейшем при изучении особенностей подросткового возраста, его коммуникационного потенциала.

Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы родителями, психологами и педагогами, работающими с детьми в образовательных учреждениях.

Новизна: в работе представлена и использована в рамках апробации оригинальная анкета, затрагивающая в ходе опроса ведущие модели поведения подростков при построении общения.

Результаты

Подростковый возраст включает в себя период от 14-15 до 16-17лет. Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. В процессе общения со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить возможности в общении. На эти ориентиры сильное воздействие оказывает потребность в сверстнике, в становлении чувства «мы», страх перед возможным одиночеством. В этом возрасте большое значение имеет наличие друга, с которым подростки делятся своими мыслями, проблемами и переживаниями. Также повышается интерес к противоположному полу. Как мы видим, модели построения общения в подростковом возрасте напрямую зависят от психологических особенностей конкретной возрастной группы. Таким образом, цели и задачи настоящего исследования были достигнуты, гипотеза подтверждена.

Содержание работы

Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу

Дата публикации работы: 28.02.2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотреть похожие работы

Исследовательский проект “Полезные льняные крекеры”
Одним из самых популярных продуктов, которые можно приготовить из семян льна, являются крекеры – простая и легкая закуска, которую готовят путем сушки семян. Их рекомендуют к употреблению людям, постоянно испытывающим…
Исследовательский проект “Биоразлагаемые стиральные порошки нового поколения: правда ли, что продукты биоразложения таких моющих средств безвредны для водоёмов, подземных вод и экосистемы в целом?”
Одной из наиболее актуальных проблем на сегодня во всём мире остаётся защита окружающей среды от различных загрязнений – отходов производства и продуктов жизнедеятельности людей. К главным источникам загрязнений имеют непосредственное…