Исследовательский проект “Модели построения общения в подростковом возрасте”
Автор: Терещенко Ульяна Романовна
Место работы/учебы: МОУ Лицей №9, г. Волгоград, 11 класс
Научный руководитель: Шейдаева Севиль Вахидовна, учитель русского языка
Аннотация
Актуальность. Выбор данной темы обусловлен тем, что особым этапом в становлении ребенка как социального существа, является подростковый возраст. Это связано, с тем, что в этот период расширяется и обновляется круг общения ребенка, происходит расширение границ познания окружающего мира, в том числе и мира социального, обуславливающего направленность и специфику взаимоотношений с окружающими.
Человек – существо социальное. Мы живем среди людей, поэтому не можем не общаться. В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению.
Общение играет важнейшую роль на протяжении всей жизни человека, а в подростковом возрасте проблема общения стоит особенно остро. Поэтому актуальным является изучение особенностей общения на разных этапах развития подростка.
Проблема: в современных условиях социальная среда очень динамична, и поэтому важно понимать факторы и особенности общения в подростковом возрасте.
Гипотеза: настоящим исследованием мы предполагаем, что модели построения общения в подростковой возрасте напрямую зависят от психологических особенностей конкретной возрастной группы, что и постараемся доказать в практической части работы.
Цель: выявить наиболее характерные особенности и факторы общения в подростковом возрасте.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
- определить основные понятия нашего проекта: человек, общение;
- исследовать общую характеристику общения;
- раскрыть особенности общения подростка с окружающими его людьми (сверстники, родные, взрослые люди);
- составить анкетирование для проведения исследования;
- проанализировать результаты исследования.
Объект: психологические особенности поведения подростка в общении с окружающими его людьми.
Предмет: модели построения общения каждой возрастной группы подростков.
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ соответствующей психолого-педагогической литературы; классификация возрастных групп подросткового возраста; обобщение полученной информации.
- Методы эмпирического уровня: наблюдение за построением общения подростков разных возрастных групп; описание полученных при наблюдении данных; апробация выявленных моделей путем анкетирования.
Методологической основой работы стала научно-исследовательская работа «Сфера общения подростков как фактор социализации в подростковом возрасте» Власова В.С., в которой были рассмотрены различные факторы общения подростков.
Теоретическая значимость: результаты исследовательской части могут быть использованы в дальнейшем при изучении особенностей подросткового возраста, его коммуникационного потенциала.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы родителями, психологами и педагогами, работающими с детьми в образовательных учреждениях.
Новизна: в работе представлена и использована в рамках апробации оригинальная анкета, затрагивающая в ходе опроса ведущие модели поведения подростков при построении общения.
Результаты
Подростковый возраст включает в себя период от 14-15 до 16-17лет. Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. В процессе общения со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить возможности в общении. На эти ориентиры сильное воздействие оказывает потребность в сверстнике, в становлении чувства «мы», страх перед возможным одиночеством. В этом возрасте большое значение имеет наличие друга, с которым подростки делятся своими мыслями, проблемами и переживаниями. Также повышается интерес к противоположному полу. Как мы видим, модели построения общения в подростковом возрасте напрямую зависят от психологических особенностей конкретной возрастной группы. Таким образом, цели и задачи настоящего исследования были достигнуты, гипотеза подтверждена.
Содержание работы
Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу
Дата публикации работы: 28.02.2023
Добавить комментарий