Индивидуальный проект “Психологическая готовность к сдаче ЕГЭ”

исследовательский проект

Автор: Алиев Камал Вугарович

Место работы/учебы: МОУ Лицей №9, г. Волгоград, 11 класс

Научный руководитель: Шейдаева Севиль Вахидовна, учитель русского языка и литературы

Аннотация

ЕГЭ — неотъемлемая часть жизни школьников, и изучение проблем, связанных с этим экзаменом, является едва ли не основополагающим в системе современного образования. С каждым годом экзамен усложняется, а процедура его проведения становится лишь строже, дабы избежать разного рода подмены ответов. В свою очередь, такого рода изменения влекут за собой возрастание волнений и тревог среди выпускников. В связи с этим, актуальность данного исследования заключается:

  • в выявлении качества психологической подготовки школьников к ЕГЭ;
  • в определении психологического ущерба ЕГЭ по сравнению с традиционной сдачей экзамена (сочинение);
  • в обозначении влияния психологической готовности на успешность сдачи экзаменов.

Научная новизна исследования состоит в том, что, во-первых, демонстрирует актуальность проблемы в современном мире, во-вторых, наглядно показывает психологическую готовность к ЕГЭ эмпирическим путем (на примере выпускников школы), а в-третьих, в работе предложены пути решения психологических проблем, возникающих в процессе подготовки к экзаменам. Литературы, посвященной этой теме, ещё не так много. Одна из выдающихся работ принадлежит М. Ю. Чибисовой: «Психологическая подготовка к ЕГЭ» [Генезис, 2009].

Цель исследования состоит в изучении феномена психологической готовности к сдаче ЕГЭ; определении проблем и путей их преодоления.

Объект исследования: выпускники средней школы.

Предмет исследования: психологическая готовность к сдаче ЕГЭ. В процессе написания курсовой работы решались следующие задачи:

  1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности к ЕГЭ.
  2. Уточнение понятийно-терминологического аппарата (проблема ЕГЭ, психологическая готовность к экзаменам).
  3. Проведение тестирования с целью изучения психологической готовности выпускников школ к сдачи ЕГЭ.

В данной работе использовались следующие методы: теоретические (анализ, сравнение, индукция) и эмпирические (эксперимент).

База проведения исследования: МОУ Лицей 9 Дзержинского района Волгограда.

Результаты

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее: ЕГЭ основательно вошло в современную систему образования, даже несмотря на то, что данная форма экзамена имеет множество противников, активно её критикующих. С другой стороны — критика влечет за собой последствия в виде различных модификаций структуры самого экзамена или процесса его проведения, направленных на улучшение итоговой аттестации.
Готовность к ЕГЭ складывается из двух факторов: предметного и психологического. Предметная готовность зависит от многих факторов, таких как: наличие навыков тестирования у выпускника, правильное или неправильное распределение времени на выполнение заданий, ошибочное понимание формулировок вопросов к заданиям ЕГЭ, а так же незнание статистки результатов прошлых лет. Но нельзя уделять внимание лишь предметной составляющей, так как психологическая готовность непосредственно влияет на неё, тем самым улучшая или ухудшая итоговый результат.
В свою очередь психологическая готовность имеет три основных компонента подготовки: личностный, познавательный и процессуальный. Для того чтобы добиться успеха на экзамене и получить желаемые высокие баллы необходимо не упускать из виду ни один из этих компонентов. Результативность также повышает правильная мотивация, верный настрой и поддержка со стороны учителей и родителей школьника. При возникновении тех или иных затруднений необходимо как можно быстрее выявить причины их возникновения, после чего приступить к решению проблем. В частности не
исключена помощь психолога.
В результате проведенного исследования нами были подтверждены выдвинутые гипотезы: действительно, выпускники школы в большинстве своём имеют среднюю степень психологической готовности к ЕГЭ. Это не является минусом, так как времени до экзаменов ещё достаточно, чтобы повысить свой уровень готовности.
Необходимо уделять больше времени психологической составляющей, чтобы быть морально готовым не только к самому ЕГЭ, но и к каким-либо потрясениям в виде неудовлетворительных результатов и т.п.

Содержание работы

Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу

Дата публикации работы: 06.03.2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотреть похожие работы

Индивидуальный проект “Отечественная война 1812 года”
Отечественная война 1812 г. – одно из самых неоднозначных событий в истории нашей Родины. Существует множество исследований, как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященных войне 1812 г., что свидетельствует о…
Исследовательский проект “Использование опорных схем-символов на занятиях по английскому языку”
Актуальность выбранной темы данного исследования «Обучение говорению на иностранном языке на начальных этапах при  помощи опорных схем» определяется тем, что она направлена   как и на речевое развитие, так и грамотность…