Дополнительная общеразвивающая программа «Лаборатория занимательных исследований и изобретений»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Автор: Кучеренко Маргарита Васильевна

Место работы/учебы: ГБОУ "Специализированная школа №35 г.о. Донецк", Донецкая Народная Республика, учитель физики

Аннотация

Дополнительная общеразвивающая программа «Лаборатория занимательных исследований и изобретений» предназначена для реализации естественнонаучного и технического образования, воспитания детей на основе знаний об окружающем мире, самостоятельно приобретаемых в процессе выполнения учебно-исследовательских и проектных работ.

Программа способствует непрерывности и преемственности формирования естественного мировоззрения обучающихся общеобразовательных организаций, т.к. ознакомление с некоторыми физическими понятиями и процессами происходит в начальной школе, а некоторые повторяются в пятом классе. Поэтому данную программу целесообразно использовать с 9 лет. Более старшие обучающиеся, которые уже изучают физику, будут тьютерами для младших.

Новизна данной программы состоит в том, что развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов основано на решении задач, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Поэтому в данной программе деятельностный подход к обучению реализован в полной мере: каждое занятие представляет собой дифференцированное мини-исследование, в начале которого необходимо выдвинуть гипотезу, затем осуществить эксперимент (самостоятельно или под руководством), зафиксировать результаты и выявить закономерности, сделав выводы. В процессе обучения обучающиеся осваивают умения участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Занятия на определенную тематику планируется окончить изготовлением технических устройств, приборов и т.п.

При проведении экспериментов и конструировании используются подручные материалы, которые есть в каждом доме или которые доступны для приобретения: картон, пластиковая посуда, пластилин и т.п. Многие экспериментальные задания сформулированы в виде игровых заданий.

Результаты

После окончания обучения по программе:
Обучающиеся будут знать:
 приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
 основы реализации проектно-исследовательской деятельности;
 смысл понятия «физическая задача»; основные приёмы составления и алгоритм решения физических задач.
Обучающиеся будут уметь:
 строить план исследования;
 фиксировать эмпирические данные в виде графика и таблицы;
 предлагать и проводить эксперименты или наблюдения;
 сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе;
 представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков);
 научаться осознанию деятельности по решению задачи, самоконтролю и самооценке, моделированию физических явлений и т. д.,
 классифицировать предложенную задачу по нескольким основаниям;
 анализировать и моделировать физическое явление;
 составлять и решать задачи;
 последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач;
 анализировать полученный ответ;
 владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т. д.;
 владеть методами самоконтроля и самооценки;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения, проводить оценку достоверности полученных результатов;
 создавать макеты и модели действующих приборов и оборудования;
 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации.
Ожидаемые результаты освоения программы «Лаборатория занимательных исследований и изобретений» по классификации: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные:
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
 формирование мотивации к изучению физики в дальнейшем;
 развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
 воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды.
Метапредметные:
 овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
 оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
 освоение приемов исследовательской и конструкторской деятельности (составление плана, использование приборов, формулирование выводов и т.д.);
 формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т.д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;
 понимание информации, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т.д.) на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания), систематизация информации;
 развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т.д.).
Предметные:
 освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
 формирование элементарных исследовательских и конструкторских умений;
 применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

Содержание работы

Автор предпочел не показывать работу на сайте.

Дата публикации работы: 31.12.2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Конкурс, в котором участвует работа

II Международный конкурс “Профессиональный учитель”, 2024

Смотреть похожие работы

Исследовательский проект «Введение в термоакустику. Труба Рийке»
Термоакустика — это раздел акустики, в котором изучается генерация звука теплотой (прямой термоакустический эффект) и теплоты звуком (обратный термоакустический эффект). В 1859 учёный — физик Петрус Pийкe описал возникновение звука…
Исследовательский проект «Электронный термометр для людей с ограниченными возможностями по зрению»
Работа посвящена созданию уникального действующего макета электронного термометра для людей с ограниченными возможностями по зрению и представляет собой инновационное устройство, которое позволяет людям с нарушением зрения легко и удобно измерять…