Научно-исследовательский проект “Профессиональное самоопределение подростков в условиях профильного обучения. Особенности мотивационной сферы подростков”

Исследовательский проект

Автор: Чакаев Салман Русланович

Место работы/учебы: МАОУ лицей №64, г.Краснодар, 10 класс

Научный руководитель: Гайт Татьяна Константиновна, Педагог-психолог

Аннотация

В условиях современного российского образования наблюдается общее снижение учебной мотивации школьников, а, следовательно, и падение их успеваемости. Однако, известно, что в настоящее время родители и дети имеют право выбирать между разными типами школ и программ обучения. В школах появились профильные классы, в которых углубленно изучаются соответственные предметы. В данной работе рассматривается, соответствует ли профильный класс, в котором обучаются учащиеся, их учебным склонностям, анализируется уровень учебной мотивации. Также в проектной работе затронута проблема профориентации учеников, проблема подросткового возраста. Ибо, обучая подрастающие поколение, мы подготавливаем их к созидательному труду на пользу себе и окружающим, и процесс выбора будущей профессии активно разворачивается уже в подростковом возрасте. Этот процесс также переплетается с учебной мотивацией.

Актуальность исследования этих трех вопросов заключается в том, что они составляют важнейшую часть процесса обучения и выбора будущей профессии, становления личности подростка. Анализ вопроса учебной мотивации особенно актуален в связи с тем, что обновляется характер обучения, учащиеся осваивают способы самостоятельного получения знаний, развивается их активность.

В проектной работе было поставлено три основные цели: исследование профориентации, исследование профильного отбора 10-х классов и исследование учебной мотивации.

Предмет исследования: соответствие учебных склонностей 10-классников их профильным классам, а также соответствие профильного класса выбору будущей сферы работы.

Объект исследования: учащиеся 10-х классов МАОУ лицея №64.

Задачи:

  1. Провести исследование профориентации 9-классников (2019-2020 учебный год) с помощью дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова, изучить историю развития профориентации в России и за рубежом.
  2. Провести исследование по профильному отбору учащихся 10 класса с помощью методики «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной).
  3. Определить уровень учебной мотивации 10-классников в 3-х профильных классах c помощью методики изучения мотивации учения подростков М. Лукьяновой, изучить литературу по теме учебной мотивации.
  4. Изучить литературу по теме особенностей подросткового возраста.
  5. Изучить выбор профессии учащимися в 10 классе.

Гипотеза. У большинства учащихся выбор профильного класса будет соответствовать психотипу, выявленному в 9 классе (с помощью ДДО Е.А. Климова). Интерес к отдельным школьным предметам (выявленный с помощью методики «Профиль» Г.В. Резапкиной) и выбор будущей сферы работы будет также соответствовать профильному классу. В таком случае у учеников будет высокая учебная мотивация.

Результаты

В ходе исследования, проведенного в МАОУ лицее №64 г. Краснодара, было суммарно опрошено 73 человека — учащихся 10-х классов. В результате исследование подтвердилось то, что психотип большинства учащихся, выявленный еще в 9 классе, будет соответствовать интересам к профильным предметам и выбору профессии в 10-м классе, что означало бы высокий уровень учебной мотивации школьников. Тем не менее есть меньшинство, у которого учебная мотивация оказалась низкой. Это означает, что эти 28% учащихся (по ДДО Е.А. Климова) изначально сделали неверный выбор профильного класса. Тех, кто сделал верный выбор оказалось 72%.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев:
— учащиеся выбрали профильный 10 класс, который подходит их психотипу;
— выбор их будущей сферы работы соответствует профильному классу;
— уровень учебной мотивация высокий.

Содержание работы

Дата публикации работы: 07.04.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Конкурс, в котором участвует работа

Конкурс “NEW PROJECT” 20/21

Смотреть похожие работы

Исследовательская работа “Экологическое состояние школьного участка (анализ снегового покрова)”
Актуальность проекта заключается в том, что проблема экологии в наши дни очень важна для нас. От взаимоотношений человека с окружающей средой зависит дальнейшее состояние природы. Проблема экологии остается актуальной, потому…
Исследовательская работа “Изучение возможности очистки воды самостоятельно изготовленным фильтром”
Актуальность. Жизнь человека зависит от качества воды, которую мы пьем. Гипотеза. Предположим, что можно для очистки воды использовать фильтр, сделанный самостоятельно, используя необходимые для этого материалы. Цель работы. Узнать способы…