Исследовательский проект “Лингвистическая антропология: язык и принципы восприятия мира”

Исследовательский проект

Автор: Терешина Мария Игоревна

Место работы/учебы: МБОУ МГ №4 "Ступени" г. Пензы, Пензенская область, 11 класс

Научный руководитель: Вишненкова Валерия Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Аннотация

Актуальность: Проблема взаимосвязи языка и мышления до сих пор считается спорной и наиболее обсуждаемой среди ученых-лингвистов.
Лингвистическая антропология, будучи относительно новым направлением, изучает языковые процессы в более широкой перспективе. Когнитивный подход в лингвистических исследованиях проводит связь между процессами использования языка и мыслительными операциями. Именно при данном подходе актуализируется роль мира с точки зрения чувственного восприятия, в котором речевая реализация соотносится с принципами, формирующими мышление того или иного языкового общества.
В связи с этим очень важно исследование речи отдельного общества и сопоставление некоторых её явлений с отличительными чертами мышления, что помогает узнать уникальные особенности и объяснить привычки и культуру какого-либо народа.

Цель: Исследовать взаимосвязь языка и мышления общества и определить, как основные проблемы лингвистической антропологии экспериментально и теоретически раскрываются в частных областях.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятия «лингвистическая антропология» и развитие идей в данной науке.
  2. Исследовать языковые картины мира или идеи о «познании мира через призму языка»
  3. Определить влияние грамматики на восприятие окружающего мира.
  4. Исследовать восприятие мира билингвами и найти отличия от восприятия людей, владеющих одним родным языком.

Объект исследования: речь и мышление

Предмет исследования: взаимосвязь речи и мышления, их проявление в жизни общества.

Гипотеза: Структура языка влияет на мышление общества и определяет способ познания реальности.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы
  2. Исторический метод
  3. Конкретизация
  4. Эмпирическое (индуктивное) обобщение
  5. Сравнение результатов экспериментов

Сфера применения результатов: лингвистическая, психологическая. Данный проект может рассматриваться на уроках русского языка, литературы, на факультативе по развитию речи в просветительских целях и для более углубленного изучения лингвистики и дальнейших исследований.

Результаты

Подводя итог проведенным исследованиям и экспериментам, хочется сделать вывод о том, что все операции мышления и речь человека тесно взаимосвязаны, и полноценное формирование и развитие данных аспектов возможно только в комплексе. Хотя мыслительная и языковая деятельности обеспечиваются разными отделами мозга, вследствие чего могут протекать автономно, но всё же обычно они функционируют одновременно и в тесной связи. Язык и культура рассматриваются как формы существования общественного сознания.
Таким образом, моя гипотеза о влиянии языка на мышление общества подтверждена. Язык действительно определяет способ познания реальности. Исследования продолжаются, что открывает большие перспективы в плане описания влияния языка на мышление или обратно и помогает все больше узнавать о сходствах и различиях обществ других государств и народов.

Содержание работы

Автор предпочел не показывать работу на сайте.

Дата публикации работы: 11.11.2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Конкурс, в котором участвует работа

Конкурс “NEW PROJECT” 22/23

Смотреть похожие работы

Исследовательский проект “Создание лендинга мини фермы КФХ на платформе Тильда”
Сегодня происходит активное развитие технологий, они проникают во все сферы нашей жизни. Работа зоотехников не стала исключением. Все больше предприятий используют современные технологии для построения общения со своими клиентами. Сегодняшние…
Индивидуальный проект “СМИ и их роль в формировании нравственного характера подростка”
Актуальность моего проекта обусловлена отсутствием контроля над рынком средств массовой информации и неуправляемого потока информации, достигающего различные слои общества. Все это негативно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей молодого поколения. Проблема…