Место работы/учебы: МБОУ МГ №4 "Ступени" г. Пензы, Пензенская область, 11 класс
Научный руководитель: Вишненкова Валерия Валерьевна, учитель русского языка и литературы
Аннотация
Актуальность: Проблема взаимосвязи языка и мышления до сих пор считается спорной и наиболее обсуждаемой среди ученых-лингвистов.
Лингвистическая антропология, будучи относительно новым направлением, изучает языковые процессы в более широкой перспективе. Когнитивный подход в лингвистических исследованиях проводит связь между процессами использования языка и мыслительными операциями. Именно при данном подходе актуализируется роль мира с точки зрения чувственного восприятия, в котором речевая реализация соотносится с принципами, формирующими мышление того или иного языкового общества.
В связи с этим очень важно исследование речи отдельного общества и сопоставление некоторых её явлений с отличительными чертами мышления, что помогает узнать уникальные особенности и объяснить привычки и культуру какого-либо народа.
Цель: Исследовать взаимосвязь языка и мышления общества и определить, как основные проблемы лингвистической антропологии экспериментально и теоретически раскрываются в частных областях.
Задачи:
Раскрыть значение понятия «лингвистическая антропология» и развитие идей в данной науке.
Исследовать языковые картины мира или идеи о «познании мира через призму языка»
Определить влияние грамматики на восприятие окружающего мира.
Исследовать восприятие мира билингвами и найти отличия от восприятия людей, владеющих одним родным языком.
Объект исследования: речь и мышление
Предмет исследования: взаимосвязь речи и мышления, их проявление в жизни общества.
Гипотеза: Структура языка влияет на мышление общества и определяет способ познания реальности.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературы
Исторический метод
Конкретизация
Эмпирическое (индуктивное) обобщение
Сравнение результатов экспериментов
Сфера применения результатов: лингвистическая, психологическая. Данный проект может рассматриваться на уроках русского языка, литературы, на факультативе по развитию речи в просветительских целях и для более углубленного изучения лингвистики и дальнейших исследований.
Результаты
Подводя итог проведенным исследованиям и экспериментам, хочется сделать вывод о том, что все операции мышления и речь человека тесно взаимосвязаны, и полноценное формирование и развитие данных аспектов возможно только в комплексе. Хотя мыслительная и языковая деятельности обеспечиваются разными отделами мозга, вследствие чего могут протекать автономно, но всё же обычно они функционируют одновременно и в тесной связи. Язык и культура рассматриваются как формы существования общественного сознания.
Таким образом, моя гипотеза о влиянии языка на мышление общества подтверждена. Язык действительно определяет способ познания реальности. Исследования продолжаются, что открывает большие перспективы в плане описания влияния языка на мышление или обратно и помогает все больше узнавать о сходствах и различиях обществ других государств и народов.
Добавить комментарий