Место работы/учебы: МОУ "Гимназия №17 им. П.О.Коргана" Петрозаводского городского округа, Республика Карелия, 8 класс
Научный руководитель: Колодяжная Галина Владимировна, учитель математики
Аннотация
Проблема символики чисел в традиционных представлениях карельского, финского и иных народов финно-угорской языковой семьи в науке не изучена. Подобные примеры не встречаются в эпической поэзии других народов мира. А вот внимательные читатели карело-финского эпоса «Калевала» наверняка замечали любопытную особенность в тексте рун, когда при перечислении предметов или объяснении явлений встречается чередование определенных чисел. Главный герой эпоса Вяйнямёйнен в одной строчке говорит о шести зернах, а в следующей строчке зерен оказывается уже семь. Только певец назовет число, как в следующей строке прибавит больше. Что это? Закономерность или случайность? Мы сформулировали гипотезу: возможно чередование чисел в карельских эпических песнях не случайно, скорее всего, эта закономерность связана с определенной символикой.
Объектом исследования стали образцы традиционной поэтической культуры прибалтийско-финских, финно-угорских народов, в том числе, карелов и финнов, приведенные в записи карельского фольклориста В. Я. Евсеева и эпосе Элиаса Леннрота «Калевала», представляющие архаичный мировоззренческий пласт дохристианских верований прибалто-финнов.
Предмет исследования – символика чисел в мифологических представлениях финно-угорских народов (на примере карельских эпических песен).
Цель работы: Найти доказательства того, что чередование чисел в карельских эпических песнях и в эпосе «Калевала» не случайны, и имеют символическое значение.
Задачи:
Обратиться к символике чисел в мифологии и культуре народов мира.
Узнать о символике чисел в мифологии финно-угорских народов.
Определить взаимосвязь чередования определенных с представлениями об окружающем мире, в котором формировалась культура карелов и финнов.
Методы исследования:
изучение и обобщение полученной информации из разных источников: публицистические материалы, научные статьи, художественная литература, примеры фольклора, интернет-ресурсы;
поиск и анализ информации для обобщения данных по теме;
проведение опроса и обработка данных среди учеников школы.
Исследовательская работа проводилась в течении учебного года.
Результаты
Проведя исследование и анализ примеров карельского и финского фольклора, мы нашли доказательства в пользу гипотезы о том, что чередование чисел, которые встречаются в текстах рун, имеет особое символическое значение, а так же являются отражением взглядов на мир и Вселенную. Опираясь на эти примеры, мы приходим к выводу о том, что такое чередование чисел имеет прямую связь с символикой в эпической поэзии карелов и финнов. Кроме того, определенные числа являлись частью магических обрядов в культуре карелов и финнов и сохранили свое значение и нашли продолжение в текстах разных жанров фольклора. Упоминание чисел встречается чаще всего в этиологических сюжетах, которые в значительной степени древнее других сюжетов эпических песен. Поэтому правомерно будет считать, что чередование чисел дают нам многостороннее представление о жизни и воззрениях древних карелов и финнов.
Добавить комментарий