Исследовательская работа “Образ Бориса Годунова в работах историков-классиков и в современном восприятии школьников”
Автор: Бабушкин Александр Александрович
Место работы/учебы: Гимназия №17 г. Новокузнецка, Кемеровская область, 7 класс
Научный руководитель: Гончаров Дмитрий Павлович, Учитель истории и обществознания
Аннотация
Актуальность темы исследования: Выбранная нами тема остается и в наши дни наиболее исследуемой проблемой в исторической науке. Изучение личности и деятельности Бориса Годунова, факт избрания выборного царя, неслыханное возвышение и трагический конец этого выдающегося человека является предметом обсуждения многих историков. Борис Годунов – персонаж многих произведений искусства. В современных реалиях история рода Годуновых изучается, помимо прочего, в рамках школьного курса, но освещена она, относительно, слабо. Нас заинтересовала история столь необычной личности и мы решили углубиться в изучение данного вопроса. Узнав много нового о Борисе Годунове, было принято решение выяснить, а каково же сейчас отношение к царю Годунову у школьников, а также попытаться понять, в чём причины такого мнения у молодого поколения. Искать корни проблемы и новую информацию мы решили в трудах историков-классиков, к которым относятся В.О. Ключевский, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв и Н.И. Костомаров.
Начиная с Василия Никитича Татищева, немало историков считали Годунова творцом крепостного режима. Отметим, что крайне негативную оценку личности Годунову дал впервые Н.М. Карамзин. В целом, в работах историков-классиков такая точка зрения повторяется, но иногда встречаются аспекты, по которым мнения учёных не сходятся, например, в описании В.О. Ключевского Годунов представал человеком, наделённым умом и талантом, но всегда подозреваемым в двуличии, коварстве и бессердечии.
Цель работы: всесторонне рассмотреть личность Бориса Годунова, опираясь на мнение историков-классиков и мнение современных школьников.
Задачи:
- Проанализировать мнение историков-классиков о личности и деятельности Бориса Годунова;
- Проанализировать знания современных школьников, выявить и сопоставить отношение о личности и деятельности Бориса Годунова;
- Выявить факторы, влияющие на формирование разных мнений у школьников о Борисе Годунове.
Гипотеза исследования: мнения историков-классиков совпадают с мнением современных школьников о личности Бориса Годунова
Объект исследования: личность Бориса Годунова;
Предмет: мнение историков-классиков, современных школьников о личности Бориса Годунова;
Методологическую основу исследовательской работы составили базовые общенаучные методы и принципы:
- принцип научной достоверности;
- принцип объективности;
- метод анализа;
- метод синтеза;
- метод систематизации.
Важнейшим для исторической науки является принцип историзма, который предполагает исследование любого явления от условий его зарождения, становления и до высших форм развития и причин угасания этого явления. Важным для написания работы является использование историко-сравнительного метода, который позволяет сравнить оценки и суждения историков-классиков.
Результаты
Решая первую задачу, мы выявили, что историки-классики неоднозначно относятся к деятельности и личности Бориса Годунова. У политика выделяют следующие положительные черты: острый ум, целеустремлённость, любовь к знаниям, народу. Но наряду с этим почти все историки приписывают Годунову ряд негативных черт: двуличность, подозрительность, властолюбие, отсутствие нравственного величия. Отношение у учёных к непосредственной деятельности Бориса Фёдоровича следующее – историки положительно относятся к нововведениям и реформам Годунова, но, тем не менее, отмечают, что царь совершил ряд ошибок, например, стремился сблизиться с Западом, опирался не на тот слой общества – это, помимо прочего, приведёт к краху его рода.
Решая вторую задачу, мы можем отметить, что мнения школьников о личности и деятельности Бориса Годунова расходятся также, как расходятся мнения о царе и у историков. Многие школьники положительно относятся к Борису Годунову, но также есть и те, кто отрицательного о нём мнения. Учащиеся помнят самые основные деяния правителя – это утверждение патриаршества в России, попытки наладить образование в стране, а также русско-шведскую войну. Такое важное историческое событие, как гибель царевича Дмитрия в Угличе учащимися не приписывается на счёт деятельности Бориса Годунова.
Решая третью задачу, мы выявили следующие факторы, влияющие на формирование мнений у школьников о Борисе Годунове: информация из учебника, отношение преподавателя к исторической личности, а также культурные произведения. Стоит отметить, что любой из факторов может достаточно серьёзно изменить отношение к исторической личности, т.к. они имеют большое значение на умы молодёжи.
Содержание работы
Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу
Дата публикации работы: 08.06.2020
Добавить комментарий