Происхождение фразеологизма: Библия

Фразеологизмы библейского происхождения, возникшие в русском языке на основе Библии и ситуаций, описанных в Библии, путем их переосмысления. Значение некоторых крылатых слов и выражений из Библии названы в языкознании «библеизмами», т.е библейскими фразеологизмами. Часть фразеологизмов из Библии пришло из церковно-славянского перевода Библии, а часть из современного перевода. Многие из фразеологизмов активно используются в русской речи.

Альфа и Омега

Cамая суть, основа чего-либо. Буквально: начало и конец.

Альфа и Омега – первая и последняя буквы греческого алфавита. Для сравнения: от “а” до “я”.

Неоднократно упоминается в Библии в представлении Бога, например, в Откровении святого Иоанна Богослова. Глава 21 (Библия) можно встретить следующие представления Господа Бога:

  • “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.”
  • “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.”

Таким образом, альфа и омега – основа всех основ, самая суть, первоначало.

Аредовы веки

Очень долго.

Произошло от имени библейского патриарха Иареды (Йэрэд – в оригинале на иврите – ירד), прожившего 962 года (бытие 5:20)

Беден как Иов

Очень бедный человек

Из Ветхового завета Книги Иова. Иов жил в достатке с семьей, благочестивой жизнью. Одни раз пришел Сатана к Господу и сказал, будет ли так богобоязнен Иов, если лишить его всех благ, потому что сейчас он живет в благости, тогда Бог сказал, чтобы Сатана забрал у него все, но Иова не трогал. И у Иова все сгорело, сам он разорился, а семью он потерял. Но Иов не гневался на Бога и сейчас. Живя в бедности и болезнях Иов все равно не отрекался от Бога. После того, как Иов поговорил с Богом и помолился за своих друзей, Господь вернул ему все блага в большем размере, и жил Иов до 140 лет.

Блудный сын

Беспутый человек; раскаявшийся в своих грехах.

Из притчи Евангелие от Луки. Глава 15 (Библия), о том, что “кающийся грешник более радует небеса”, чем 99 праведников.

История гласит, что у отца было 2 сына, между которыми он раздели свои имения, прошло немного дней и младший ушел, потратив все на распутства. После того, как никто его не поддержал в своей стране, он решил, что вернется к своему отцу с покаянием и просьбой найма на работу. Как только младший сын пришел к отцу, отец обрадовался ему, а сын покаялся, что недостоин называться сыном. А отец приказал одеть его в лучшие одежды, заколоть ягненка для празднества. В это время возвратился старший сын, он был возмущен, что отец так рад сыну, который разорился и промотал имения отца. На что отец ответил ему: “сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.”

Бросать камень

Осуждение

Бросить камень в Библии – яркая форма осуждения за грехи, чтобы истребить зло вокруг себя. Неоднократно встречается в Библии, при ведем некоторые примеры.

Во Второзаконии. Глава 22 (Библия) можно увидеть как наказывали грешников: “то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя.” Что интересно, таким образом, люди пытались “истребить зло из среды себя”, выражение довольно интересное в любом плане, потому что из среды себя можно интерпретировать очень двояко: из своей среды, внутри себя.

Однако же в Библии мы можем видеть и другую позицию, более снисходительную к грешнику (Евангелие от Иоанна. Глава 8 (Библия)). Когда к Иисусу привели женщину, обвиняемую в прелюбодеянии и напомнили Иисусу, что: “Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?”, на что Иисус ответил: “кто из вас без греха, первый брось на нее камень”. Таким образом, не нашлось ни одного человека, который бы смог бросить камень в женщину.

Видно, то позиция относительно осуждения и “забрасывания камнями” в Библии изменяется, однако само выражение осталось в образном виде.

Бросать слова на ветер

Говорить безответственно, не отвечая за свои слова, пустые обещания.

Из Первого послания к Коринфянам. Глава 14 (Библия): “Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер.”

Формально, фраза претерпела некоторые изменения, хотя смысл остался прежним, что говорить на ветер, что бросать слова на ветер – близкие по значению. В Библии выражение имеет более широкое значение в том смысле, что если говорить всякую ерунду, то как тебя поймут, однако, если интерпретировать “как узнают, что вы говорите” – то можно сказать о поднятии вопроса о реальности слов, а вот в случае с фразеологизмом “Бросать слова на ветер” – можно говорить о пустых обещаниях, то есть может быть вас и поймут, но вот подтверждение этих слов не найдут.

В костюме Адама / Евы

Без одежды, нагой

Говорить о том, что фразеологизм полностью библейского происхождения не стоит, однако в нем упоминаются первые люди на Земле: Адам и Ева. В Бытие. Глава 2 (Библия) сказано, что: “И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.”

Формально никаких костюмов на них не было, как и одежды. Таким образом, фразеологизм является больше народным творчеством нежели прямой цитатой из Библии.

В поте лица (работать)

Добросовестно выполнять тяжелую работу

Когда Господь выгнал Адама и Еву из рая он наказал Адама: “в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься” Бытие. Глава 3 (Библия).  Означает, что хлеб будет добывать потом и трудом.

Обычно выражение употребляется в привязке с глаголом “работать”, однако можно встретить и “есть” со смысловой нагрузкой, что добывать свой хлеб будет очень тяжело.

Вавилонское столпотворение

(книжн.) беспорядочная толпа людей, суматоха, неразбериха

Выражение возникло из библейского мифа о попытке построить в вавилоне башню, которая должна была достигнуть неба. когда строители начали свою работу, разгневанный бог “смешал ” их языки, они перестали понимать друг друга и не могли продолжить постройку.

Валаамова ослица

Покорный человек, вдруг решившийся на протест

Восходит к Ветхому завету Библии (Числа, глава 22):

Когда к Валааму пришли Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, тогда же к нему я вился Бог и сказал, чтоб он не ходил с ними и не проклинал народ. Тогда к Валааму пришли еще рабы Валаковы и стали уговаривать его идти, тогда снова Бог явился к нему и позволил идти, но делать только то, что он велит. Валаам встал поутру и оседлал Ослицу. В ответ на это Господь послал ему навстречу Ангела с мечом, ослица увидела ангела и свернула в поле, Валаам стал бить Ослицу, Ангел еще дважды препятствовал Ослице, а Валаам, пытаясь подчинить ослицу своей воле, бил ее.

Тогда Господь дал голос ослице, и ослица, сказала, что всегда была верна Валааму  и спросила за что он ее бьет. Господь открыл глаза Валааму, и он увидел Ангела. Ангел спросил Валаама за что он бил Ослицу. Ангел вышел воспрепятствовать, и если бы Ослица не свернула 3 раза, то Ангел бы убил Валаама. Валаам раскаялся, потому что не знал, что на его дороге стоит Ангел. И сказал Ангел: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе.

Таким образом, фразеологизм показывает, что Валаамова ослица – всегда послушна, но может стать внезапно не покорна, часто не без причины.

Валтасаров пир

Роскошное пиршество; неуместное наслаждение жизнью в преддверии бедствий

Притча из Книги пророка Даниила. Глава 5 (Библия). Царь Валтасар сделал большое пиршество. Пир был роскошный, пили вино, в разгар пира Валтасар увидел руку и как она пишет на извести стены. Царь призвал мудрецов объяснить написанное, но они не смогли объяснить. Валтасар встревожился, а царица предложила позвать Даниилу, что он знает как это прочесть. Даниил отказался от даров Валтасара, и сказал, что просто так прочтет. Начертано было следующее: “мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.” Даниила провозгласили третьим властелином в царстве. В эту ночь Валтасар был убит, и Дарий Мидянин принял царство.

Вдохнуть жизнь

Оживить, сделать дееспособным, что-то возродить или запустить.

В Библии встречается в связи с созданием Адама, о том как Господь Бог “вдохнул, вдунул” жизнь в Бытие. Глава 2 (Библия): “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.” Это же событие описывается в Третьей книге Ездры. Глава 3 (Библия):  “и дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих, и вдохнул в него дух жизни, и он сделался живым пред Тобою”.

В этих же строках мы можем видеть фразы “живая душа”, “дух жизни”, что говорит о том, что тело не может существовать без души. В русской речи очень много фразеологических оборотов о душе и духе. Применение же фразы “вдохнуть жизнь” сегодня более широкое и иносказательное, так как мы не можем непосредственно вдохнуть жизнь в человека, чаще всего данный оборот применяется относительно каких-либо дел, объектов.

Вкушать от древа познания

Познавать, получать знания

Бытие. Глава 2 (Библия): “И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.” Именно с древа познания Господь запретил Адаму и Еве есть плоды, и именно из-за вкушения его плодов Бог выгнал их из рая.

Внести свою лепту

Сделать свой вклад в общее дело

Выражение восходит к библейскому рассказу о вдове (Евангелие от Марка. Глава 12 (Библия)), только в рассказе “лепта” не является как бы мы думали “вкладом”, это деньги, да и лепта была не одна, а две. Иисус сидел напротив сокровищницы и смотрел, как в нее клали деньги люди, самые богатые клали много, одна бедная вдова положила две лепты. Иисус подозвал своих учеников и сказал, что вдова положила больше всех в сокровищницу, потому что все “все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.”

Таким образом, ценен не только вклад в общее дело, но и то сколько усилий было потрачено человеком, и насколько трудно было в первую очередь для него сделать этот вклад. Зачастую выражению придают немного другой смысл, что даже маленькое воздействие, без усилий превозносится до лепты.

Во главу угла (ставить что-л.)

Признавать что-либо главным, особо важным.

Из Библии: “Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?” (Библия. Евангелие от Луки)

Волк в овечьей шкуре

О лицемере, прячущем под маской добродетеля свои злые намерения

Выражение взято из текста евангелия: “берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные” (матфей, 7: 15).

Всякой твари по паре

Каждому свое, каждому найдется пара

Восходит к Библии (Бытие. Глава 7). Когда Ноя Господь предупредил о потопе и приказал строить ему корабль, и взять на тот корабль каждого зверей и птиц по паре: “И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною.”

Таким образом, данное выражение может носить двоякий характер. Во-первых, что каждый найдет себе пару, во-вторых, возможно и ироничное описание общества, в том числе с подтекстом того, что они слишком разношерстные, очень сильно отличающиеся друг от друга люди.

Глас вопиющего в пустыне

Не встретить поддержки в своих просьбах

Выражение является цитатой библейских текстов. в ветхом завете, в книге пророка исаии говорится: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте пути господу, прямыми сделайте в степи стези богу нашему» (библия ис.40:3); в евангелиях иоанн креститель, его призывы, также именуются «гласом вопиющего в пустыне» (см. например библия ин.1:23). однако призывы пророков остались напрасными, большинство людей не прислушалось к ним.

Грехи молодости

Ошибки, совершенные в молодые годы.

Выражение исходит из Библии, со временем претерпело изменения, слово “юность”, было заменено на “молодость”, и уже вошло в обиход именно со значением прошлых грехов, которые совершены в молодые годы.

В Псалтире. Псалом 24 (Библия) Давид, обращаясь к Богу говорит: “Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай”.

Также в Книге Иова. Глава 13 (Библия) встречается упоминание о грехах юности: “Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей”.

Чаще всего употребляется, когда человек в прошлом в молодости совершал ошибки, делал какие-то нелицеприятные вещи, однако вспоминать об этом он не хочет, а желает как бы вычеркнуть эту историю из своей жизни, списав на молодость и юность.

Да не оскудеет рука дающего

Помогать тому, кто нуждается, с надеждой постоянной помощи и благодарностью

Не является прямой цитатой из Библии. Возможно только предполагать из какого послания фраза была перефразирована.

К примеру в Евангелие от Луки. Глава 6 (Библия): “давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше”. То есть, если вы много отдаете, то много и получаете взамен.

Так же в Книге Притчей Соломоновых. Глава 22 сказано: “Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего. [Победу и честь приобретает дающий дары, и даже овладевает душею получающих оные.]”. По сути, в данном тексте восхваляется дающий человек, но вот об “овладении душею” можно рассматривать очень двояко.

Также во Втором послании к Коринфянам. Глава 9 (Библия) говорится о том, что Бог любит того, кто отдает, а также умножает труды дающего:

  • “Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.”
  • “Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.”

Все библейские источники можно интерпретировать не как надежду на то, что дающий никогда не обеднеет и больше не сможет отдавать, а как уверенность в том, что человек отдающий получает в разы больше, чем отдает. Однако сам фразеологизм больше выражает надежду на то, что отдающий не разорится и сможет все также подавать.

Дар божий

Талант; то, что пришло без участия человека, ценное.

Дар Божий, по Библии достаточно широкой понятие, мы это можем увидеть в следующих цитатах:

  • Дар божий как не заслуга человека и его дел звучит в Послании к Ефесянам. Глава 2 (Библия): “Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.”
  • Дар божий как способность видеть хорошее в Книге Екклезиаста, или Проповедника. Глава 3 (Библия): “И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий.”
  • Дар Божий как нечто высшее в Евангелие от Иоанна. Глава 4 (Библия): “Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.”
  • Дар Божий как то, что не купишь за деньги в Деянии святых апостолов. Глава 8 (Библия): “Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.”

Дом божий

Храм

Первая книга Ездры. Глава 5 (Библия): “Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их.”

Заблудшая овца

Потерявшийся человек, беспутный

Согласно притче, рассказанной в Евангелие от Луки. Глава 15 (Библия) о блудном сыне, также дается пример о стаде из 100 овец, о том, что при потере одной овцы вы можете оставить 99 в пустыне и пойти искать одну, а найдя ее, вы будете радоваться. Также на небесах радуются больше об одном грешнике, который покаялся, чем о 99 праведниках. По сути, данная притча соотноситься и с блудным сыном как близкие по значению выражения.

Запретный плод

Очень привлекательно, но не разрешено

Бытие. Глава 2 (Библия): “И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.”

Бытие. Глава 3 (Библия): “И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.”

Зарыть талант в землю

Спрятать талант, не пользоваться тем, что дает природа, загубить способности.

Возникло на основе евангельской притчи, в которой слово талант употребляется в старом значении – “монета”. В притче рассказывается о господине, который, уезжая, выдал своим рабам деньги: одному дал пять талантов, другому два, другому один, каждому по его силе. Получивший пять талантов употребил их в дело и приобрел другие пять талантов, получивший два поступил также, а получивший один, закопал его в землю. Господин был не рад, что его деньги пролежали в земле и не преумножились. “Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет”. Негодного раба наказали.

Земля обетованная

Место, идеально подходящее для какой-либо деятельности

Послание к Евреям. Глава 11 (Библия): “Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.”

На данный момент земля обетованная географически – это Палестина, Израиль.

Злачное место

Место, где предаются кутежам, разврату (соврем.)

Злоба дня / на злобу дня

То, что волнует именно сейчас, сегодня

Из церковнославянского текста Библии: «Довлеет дневи злоба его».  “Дневи” – день, “Злоба” – забота.

В современном переводе в Евангелие от Матфея. Глава 6: “Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.”

То есть, “злоба дня” – по сути заботы дня, которые надо решать, и не надо решать заботы завтрашнего дня, что можно интерпретировать как актуальность текущих событий, а не будущих.

Змий-искуситель

Соблазнитель

Господь запретил Адаму и Еве вкушать плоды с древа познания добра и зла. Змей был хитрее всех зверей, которых создал Бог. “И сказал змей жене: нет, не умрете,  но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.” (Библия. Бытие. Глава3). Именно так Змей соблазнил Еву, чтобы испробовать плод с древа познания добра и зла. Согласно словарю М.И.Даля, правильно писать(говорить) будет и змей, и змий (для мужской особи). Выражение змий-искуситель – это именно мужская особь змеи, которая привела к искушению и соблазнению Евы.

Знамение времени

То, что характерно для кокретного времени, актуально в данное время, характеризует исторический период

В Библии неоднократно упоминается знамение, как знак от Бога. Наиболее ярко о знамении времени написано в Евангелие от Матфея. Глава16 (Библия): “Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.”

Также о знамении времени можно узнать из Третья книга Ездры. Глава 6 (Библия): “А когда назнаменается век, который начнет проходить, то вот знамения, которые Я покажу: книги раскроются пред лицем тверди, и все вместе увидят; и однолетние младенцы заговорят своими голосами, и беременные женщины будут рождать недозрелых младенцев через три и четыре месяца, и они останутся живыми и укрепятся; засеянные поля внезапно явятся как незасеянные, и полные житницы окажутся пустыми; затем вострубит труба с шумом, и когда услышат ее, все внезапно ужаснутся.”

Таким образом, знамение времени – то, что наиболее характерно для данного времени, яркое проявление данного времени.

Из одной глины

Очень похожи, близки

Книга Премудрости Соломона. Глава 15 (Библия): “Горшечник мнет мягкую землю, заботливо лепит всякий сосуд на службу нашу; из одной и той же глины выделывает сосуды, потребные и для чистых дел и для нечистых — все одинаково; но какое каждого из них употребление, судья — тот же горшечник. И суетный труженик из той же глины лепит суетного бога, тогда как сам недавно родился из земли и вскоре пойдет туда же, откуда он взят, и взыщется с него долг души его.” То есть, все мы сделаны “из одной глины”, только применение разное, по сути, состав у всех одинаковый, но содержание разное.

Избиение младенцев

Обижать беззащитных людей

Исходит к истории рождения Христа, Евангелие от Матфея. Глава 2.

Когда Иисус родился в Иерусалим пришли волхвы к царю Ироду и сказали, что видели звезду на востоке и что родился царь Иудей. Царя ирода это чрезвычайно встревожила, и он стал узнавать, где должно родится Христу. Волхвы рассказали, что они шли за звездой и звезда остановилась перед домом Марии, войдя в дом они увидели Марию с Младенцем. Волхвы ушли, так как им было сказано не возвращаться к Ироду, а к Иосифу явился Ангел во сне и сказал, чтобы он бежал, так как Ироду задумал плохое. “Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.” Таким образом, избиение младенцев – это прежде всего издевательства над невинными и беззащитными.

Излить душу

Поговорить по душам, рассказать то, что волнует, сокровенное

Прямого цитирования из Библии в данном случае нет, однако в молитве в Псалтыре. Псалом 141 мы можем видеть следующие слова: “излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему.” Однако же в этой молитве, именно сам смысл слов “излить душу”, рассказать свою печаль, рассказать о своих грехах, рассказать о своих мольбах, открыться.

Имеющий уши да слышит

Тот, кто захочет услышать, услышит и поймет

Из Библии.

Откровение святого Иоанна Богослова. Глава 2 (Библия): “Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.”

Евангелие от Матфея. Глава 13 (Библия): “Кто имеет уши слышать, да слышит!”

Евангелие от Марка. Глава 4 (Библия): “И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!”

Имя им легион

Очень много

Восходит из Библии (Евангелие от Марка. Глава 5): “8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. 9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.”

Выражение не претерпело изменений, используется в неизменном виде, однако чаще в переносном смысле – много. Зачастую бывает утерян первоначальный смысл о нечистом духе, однако не всегда. Может применяться для каких-то очень неприятных людей, учреждений, в том смысле что их множество.

Испить горькую чашу

Принять страдания, долго страдать

В Библии неоднократно упоминается чаша, а также горькая вода. Испить чашу – прежде всего принять на себя все тяготы. Приведем примеры про чашу:

  • Библия (Евангелие от Матфея. Глава 20): “Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. “
  • Библия (Первое послание к Коринфянам. Глава 10): “Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.”

О горьком напитке также упоминается в Пятикнижие Моисея. Числа. Глава 5 (Библия): “И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду; и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее.”

Таким образом, испить горькую чашу – принять все невзгоды, тяготы, в том числе и очень плохие события.

Иудин поцелуй / поцелуй иуды

Предательство, подлость

Иуда один из учеников Иисуса, который предал его мучителям, договорившись заранее, что укажет на Иисуса поцелуем: “Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.” (Евангелие от Луки. Глава 22 (Библия)

Каинова печать

Клеймо преступника, преступления.

Несмотря на библейское происхождение, ни о какой печати в Библии не сказано. Связано появление фразеологизма с Каином – первым ребенком Адама и Евы, который убил своего брата Авеля из-за зависти, потому что Бог принял дары Авеля, а Каина не принял. Каин же очень боялся, что его тоже убьют в ответ на это Бог сказал ему: “за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.” (Библия. Бытие. Глава 4). Таким образом, Бог пресёк следующие убийства, а не размножил ненависть. Хотя и бог изгнал Каина, но дал ему долгую жизнь в страхе и изгнании.

Также в Библии слово “печать” не употребляется в смысле клейма, например, в Песнь песней Соломона. Глава 8 (Библия): “Положи меня, как печать, на сердце твое”, в Книге Премудрости Соломона. Глава 2 (Библия): “Ибо жизнь наша — прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается”, а также Книга за семью печатями – яркий пример нечто закрытого, сокровенного.

Таким образом, “Каинова печать” должно быть появилась намного позднее, во времена, когда грешников клеймили (выжигали на лбу клеймо), в данном же случае в тексте первоисточника мы не видим ничего, кроме знаме́ния, данного Богом. Вероятно, что фразеологизм появился многим позднее текстов Библии.

Камень преткновения

Объект спора

Исходит из Библии (Послание к Римлянам. Глава 9): “Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.”

Другие источники возникновения фразеологизмов

Фразеологизмы приходят в русский язык из разных источников, какие-то фразеологизмы видоизменяются, у некоторых меняется смысл. Вы можете узнать историю происхождения фразеологизма и его источник по тематической подборке, представленной ниже.

Посмотреть все фразеологизмы в словаре